Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что на второй день тренинга отмечается достоверное снижение взаимооценок, которые затем увеличиваются по мере накопления необходимых знаний и умений. Результат опроса участников тренинга позволил выявить, что оценки в первый день были ими несколько завышены из-за еще недостаточного умения проводить оценку данной компоненты психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала. В последующие дни, по мере развития данного умения и уровня осознанности используемой системы показателей оценки, у участников тренинга наблюдается рост функциональной обусловленности психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала.
“Взаимооценка личностно-деловых качеств”. Данный метод был направлен на оценку степени развития умения использовать в практике оценивания критерии оценки и отбора, выделенные в упражнении “Выявление критериев оценки и отбора персонала” (разработан на основании исследований Т.Ю. Базарова). Взаимооценивание проводилось в подгруппах в конце второго и последнего дня, с использованием “Бланка оценки личностно-деловых качеств” (приложение 15). Оценки ставились по восьмибалльной шкале, разработанной для Центра оценки, проводимого при назначении руководителей территориальных агентств Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий [Т.Ю. Базаров, 1995; Вестник..., 1994].
Критерием успешности формируемого умения служила степень согласованности взаимооценок по одному отдельному критерию, отраженному в “Бланке оценки личностно-деловых качеств”, при оценивании конкретного участника подгруппы. Высокая степень согласованности характеризовалась отсутствием разниц во взаимооценках свыше двух баллов. (Данное условие соблюдается при проведении Центра оценки. В том случае, если разница оценок по отдельному критерию превышает 2 балла, проводится дополнительное обсуждение, необходимое для корректировки оценок).
Обработка полученных результатов по каждой подгруппе проводилась с использованием бланка обобщения результатов взаимооценки личностно-деловых качеств участников тренинга (приложение 18). В первой выборке совокупный показатель разниц в оценках, превысивших 2 балла (по всем подгруппам) составил значение 537. Во второй выборке данный показатель уменьшился до значения 179. Достоверность различий по всей совокупности значений проводилась с использованием t-критерия Стьюдента для связанных выборок. Уровень доверительной вероятности не превысил значение р = 0.017, что отразило тенденцию в развитии у участников тренинга умения осуществлять оценочно-отборочную деятельность достаточно объективно и непредвзято.
“Опросник по выявлению уровня психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала”. Опросник направлен на определение интегральных изменений в развитии уровня психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала в процессе тренинга. Его использование позволяет осуществлять как качественную, так и количественную оценку актуального развития данного вида компетентности.
Опросник включает в себя 10 критериев оценки, отражающих методическую (4 критерия), социально-психологическую (1 критерий), профессионально-управленческую (3 критерия) компетентность, а также стратегию оценки (1 критерий) и зону компетентности (1 критерий). Причем каждый из критериев имеет ряд показателей. Всего пространство показателей оценки уровня компетентности включает в себя 36 единиц (приложение 19).
Количественную оценку уровня психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала (УК) предлагается проводить по формуле:
УК = а1* МК + а2* СП + а3* ПУ + а4* ОС + а5* ЗК (1)
где аi, i=1-5 - вес каждого из элементов психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала, установленных с использованием метода анализа иерархий (а1 = 0.08, а2 = 0.05, а3 = 0.09, а4 = 0.23, а5 = 0.55 ), расчет которых приведен в приложении 7; МК, СП, ПУ, ОС, ЗК - интегральные показатели оценки методической, социально-психологической, профессионально-управленческой компетентности, комплексной оценочной стратегии и зоны компетентности соответственно. Указанные интегральные показатели вычисляются методом многомерного шкалирования и изменяются в интервале от 0 до 1. Причем 0 соответствует отсутствию оцениваемой характеристики, 1 (или 100%) - ее максимальной выраженности.
Суть вычисления состоит в следующем. Для каждого из показателей соответствующей компоненты устанавливаются “наилучшая” (+) и “наихудшая” (-) альтернативы. Согласно использованной в приведенном опроснике шкале “наилучшая” альтернатива каждого показателя равна 5, “наихудшая” - 1. Результаты оценки конкретного человека сравниваются с указанными альтернативами путем вычисления многомерного расстояния Евклида до “наилучшей” (D+) и “наихудшей” (D-).
Например, оценка социально-психологической компетентности проводится по критерию “способность установить оптимальный психологический контакт с кандидатом”, который имеет 5 показателей, которые обозначим через х15 - х18. Тогда:
D+ = [(x15 - 5)2 +(x16 - 5)2 + (x17 - 5)2 + (x18 - 5)2] 1/2 (2)
D- = [(x15 - 1)2 +(x16 - 1)2 + (x17 - 1)2 + (x18 - 1)2] ½
Интегральная оценка уровня социально-психологической компетентности (СП) проводится по формуле:
СП = D- / (D+ + D-) (3)
Как следует из приведенных формул, если у конкретного человека все оценки были наивысшими, то D+ = 0 и СП = 1 (100%). То есть уровень социально-психологической компетентности максимальный. Если все оценки были низшими, то D- = 1 и СП = 0. Это свидетельствует об отсутствии у данного руководителя социально-психологической компетентности. При оценках между альтернативными величина СП будет изменяться, таким образом, в интервале (0.1). Аналогичным образом вычисляются и все остальные компоненты уровня компетентности. После подстановки их значений в формулу (1) определяется общий уровень компетентности руководителя.
Пример. Результаты опроса дали следующие значения показателей:
1) по оценке методической компетентности - x1 = 4; x2 = 5; x3 = 4; x4 = 4; x5 = 5; x6 = 4; x7 = 5; x8 = 5; x9 = 4; x10 = 4; x11 = 4; x12 = 4; x13 = 3;
2) по оценке социально-психологической компетентности - x14 = 5; x15 = 4; x16 = 4; x17 = 4; x18 = 4;
3) по оценке профессионально-управленческой компетентности - x19 = 5; x20 = 5; x21 = 4; x22 = 5; x23 = 5; x24 = 4;
4) по оценочным стратегиям - x25 = 4; x26 = 4; x27 = 4; x28 = 4; x29 = 4;
5) по зонам компетентности - x30 = 4; x31 = 4; x32 = 4; x33 = 4 ; x34 = 4; x35 = 4; x36 = 4.
После подстановки значений интегральных показателей в формулу (1) получается следующая величина уровня компетентности: УК = 0.77, то есть по результатам экспертной уровень компетентности данного человека составляет 77% от должного уровня. Результаты расчета с использованием формул, аналогичным (2) и (3), составляющих уровня компетентности приведены в таблице 3.
Результаты расчета отдельных составляющих уровня компетентности |
Таблица 3. |
Составляющая
уровня
компетентности |
Расстояние до “наилучшей”
альтернативы
D+ |
Расстояние до “наихудшей”
альтернативы
D_ |
Величина интегрального показателя
оценки |
|
МК |
3,46 |
11,8 |
0,77 |
|
СП |
2,0 |
7,2 |
0,78 |
|
ПУ |
1,4 |
9,05 |
0,87 |
|
ОС |
2,23 |
6,7 |
0,75 |
|
ЗК |
2,45 |
8,31 |
0,77 |
|
|
|
|
|
|
|
Диагностическая процедура с использованием опросника строилась в два этапа: до тренинга и по его окончании. В ходе комплектования группы с обучающимися было организовано собеседование с участием четырех психологов, имеющих практический опыт в сфере оценки и отбора персонала. По результатам собеседования на каждого будущего участника группы заполнялся “Опросник”. На втором этапе оценивание уровня психолого-акмеологической компетентности участников тренинга как субъектов оценки и отбора персонала осуществлялся как психологами, так и путем взаимооценивания в подгруппах. Процедура оценивания моделировала работу экспертов в ходе проведения Центра оценки. “Каждый участник Центра оценки оценивается несколькими наблюдателями, и каждый наблюдатель оценивает нескольких участников, что позволяет минимизировать возможную необъективность и использовать перекрестные оценки для повышения значимости результатов” [Вестник..., 1994, с. 28].
Психологи выносили оценки на основании выборочных наблюдений в ходе тренинга и просмотра видеоматериалов. Участники тренинга оценивали друг друга на основании опыта взаимодействия в различных упражнениях. Интегральные показатели взаимооценок психолого-акмеологической компетентности участников тренинга как субъектов оценки и отбора персонала отражены в таблице 4.
Таблица 4.
Эксперт |
Среднегрупповая оценка УК, % |
|
до тренинга |
после тренинга |
Психологи |
31,5 |
84,7 |
Участники тренинга |
|
89,3 |
Достоверность различий расчетной величины роста уровня психолого-акмеологической компетентности участников тренинга как субъектов оценки и отбора персонала проводилась с использование t-критерия Стьюдента для связанных выборок. Установлено, что с уровнем значимости р=0.01 уровень компетентности обучаемых в конце тренинга увеличивается.
Как видно из таблицы, в оценках, проставленных психологами и участниками тренинга, наблюдается различие. Это связано с тем, что эксперты, обладая большим опытом отборочной деятельности, оценивание проводили более взвешено, чем лица, прошедшие однократное обучение. Тем не менее различия в оценках невелики. Сравнительный анализ результатов экспертной оценки и взаимооценки показал, что два вида оценок совпадают с уровнем значимости р = 0.15.
В целом, количественно-качественный анализ результатов, полученных различными методами, позволил установить достаточно отчетливые изменения у участников тренинга в уровне развития способностей, знаний и умений, составляющих основу психолого-акмеологической компетентности субъектов оценки и отбора персонала. Изменения отмечены в каждом составляющем ее элементе: компонентах компетентности, комплексной стратегии оценивания и зоне компетентности. Наибольшие изменения проявились в значительном росте уровня мотивационной обусловленности психолого-акмеологической компетентности участников тренинга как субъектов оценки и отбора персонала (в конце тренинга среднее значение по группе составило 1.0). Математическая обработка полученных данных показала, что, в целом по группе, изменения статистически значимы.
Успешный опыт использования разработанных нами методов “Формулирование вопросов собеседования”, “Выявление критериев оценки и отбора персонала”, “Взаимооценка способности устанавливать оптимальный психологический контакт с кандидатом”, “Взаимооценка личностно-деловых качеств”, “Опросник по выявлению уровня психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала” позволяет рекомендовать их как с диагностической целью, так и с целью развития психолого-акмеологической компетентности у руководителей как субъектов оценки и отбора персонала.
В целом, разработанная нами тренинговая модель развития психолого-акмеологической компетентности у руководителей как субъектов оценки и отбора персонала позволила обучавшимся:
Во-первых, развить способность выделять критерии и показатели оценки и отбора. Это выразилось в развитии у них умений провести разворачивание деятельности на уровне отдельных операций и определять среди них наиболее значимые по степени сложности и времени исполнения, выделять качества, определяющие высокопродуктивную деятельность в вакантной должности.
Во-вторых, сформировать способность устанавливать оптимальный психологический контакт с кандидатом.
В-третьих, овладеть техникой и приемами опроса кандидата, что проявилось в развитом умении методически грамотно формулировать вопросы собеседования и определять последовательность в их предъявлении.
В-четвертых, развить способность фиксировать и интерпретировать данные опроса и наблюдения, умение выстроить эффективное взаимодействие с лицами, участвующими в процессе оценки и отбора кандидатов.
В-пятых, сформировать комплексную стратегию оценивания. Это проявилось в оптимизации процесса оценочной деятельности, в повышении объективности оценивания.
В-шестых, расширить зону компетентности, через формирование целостного понимания содержания оценочно-отборочной деятельности и стремления оптимизировать ее в реальной практике комплектования штатов новыми сотрудниками.
Это свидетельствует о значительном влиянии разработанной нами модели тренинга на развитие высокого уровня психолого-акмеологической компетентности у руководителей как субъектов оценки и отбора персонала.
Данная концептуальная модель рекомендуется в качестве основы для дальнейших исследований в сфере развития необходимой компетентности у субъектов оценки и отбора персонала.