При переходе организации из одного состояния в другое желателен не регресс, а прогресс в ее развитии, движение не назад, а вперед, обновление. Для того чтобы направить это движение, верно и своевременно его ориентировать, руководителю нужно знать и иметь источники идей развития организации.
Источники идей развития можно группировать по основным направлениям деятельности в организации: основная деятельность, управление, организация взаимодействия с внешней средой.
Первым и наиболее важным источником идей развития организации являются потребности страны, региона, города, района, т.е. социальный заказ организации.
Следующий источник - директивные и нормативные документы федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Будучи связанным с предшествующим источником, он все же имеет свою специфику. Сопоставив оценки реального положения дел в организации с должным, выраженным в нормативных актах, руководитель может выделить те участки, которые не соответствуют требованиям властных органов разных уровней к организации и потому нуждаются в развитии, обновлении.
Другой источник идей - достижения, разработки всего комплекса наук в области управления (менеджмент, маркетинг, психология, социология и др.) Обычно этот источник явно недооценивается и необходимо использовать его в полном объеме. Руководителю развивающейся организации необходимо постоянно читать специальную литературу, заниматься самообразованием, пользоваться услугами консультантов, экспертов, аналитиков и ученых.
Передовой управленческий опыт - следующий источник идей для развития организации. Это могут быть новшества, рожденные как в других, так и в своей организации. Для многих руководителей характерна явная недооценка идей своего персонала, местных экспертов и консультантов и повышенный интерес к московским и зарубежным специалистам. Порой прогрессивный опыт отдельного сотрудника не получает должную оценку в конкретной организации, но зато берется на вооружение в других организациях.
На основании вышесказанного важный источник идей - стимулирование творчества сотрудников всех уровней управления. Этому способствует приобщение их к процессу управления организацией в рамках проведения кружков качества, мозговых штурмов, тренингов, организационно-деятельностных и рефлексивных игр. Участие персонала в такой работе способствует появлению новых идей, структур, разработок, алгоритмов, технологий, программ развития и т.п.
Следующий источник - анализ результатов и процесса функционирования организации. Преодоление выявленных в ходе анализа недостатков функционирования в рамках решаемых организацией производственных задач - это традиционный подход к совершенствованию работы организации. При данном подходе необходимо стремиться искать идеи для устранения недостатков в работе тех участков, которые наиболее перспективны для развития организации, а не только и не столько тех участков, оптимизация работы которых обеспечит цели функционирования.
Но этим не исчерпывается источник идей развития. Носителями информации о возможностях развития организации могут быть печатные издания (газеты, журналы, книги и т.п.), люди (консультанты, эксперты, аналитики, научные работники, преподаватели вузов т.п.), технико-информационные системы (радио, телевидение, компьютерные сети). Обычно руководители организации пользуются этими носителями информации случайно, стихийно, а потому, возможно, недостаточно. В совокупности вся информация о возможных идеях развития организации должна составить банк идей, разработок, технологий и т.п.