Функция управления - это то, что должен делать субъект управления по отношению к объекту управления или по отношению к внешней среде. Когда, например, руководитель организации дает задание кому-то из своих подчиненных или издает приказ о премировании группы сотрудников, он осуществляет по отношению к ним функцию руководства. Когда же руководитель отчитывается о результатах финансово-хозяйственной деятельности перед контролирующими ее органами, он выполняет функцию отчета об этой стороне деятельности организации перед этими органами. Определить функцию - значит указать, что должно делаться и по отношению к какому объекту или субъекту.
Определение всякой функции должно состоять из двух частей:
· названия управленческого действия;
· названия объекта (субъекта), по отношению к которому это действие совершается.
Часто о функциях управления говорят, не обозначая объект. Например, называют функции анализа, прогнозирования, планирования, координации и др. Но при этом объект, если и не указывается прямо, то всегда подразумевается. Функция определена лишь тогда, когда она имеет обе составляющие. Не существует функций планирования, организации вообще. Это лишь обозначение некоторого класса (вида) функций. Одна функция «планирование производственного процесса», другая функция «планирование работы подразделения» и третья функция «планирование работы с учредителями».
Выделяется четыре основных вида управленческих действий: планирование, организация, руководство и контроль. Подходы к выделению функций управления могут быть различными. Нет необходимости останавливаться на анализе разных подходов к выделению функций управления. Считается, что в совокупности этот набор образует полный управленческий цикл от постановки целей до их достижения и потому является необходимым и достаточным.
Однако рассматривать эти действия надо как сложные, т.е. имеющие свою структуру и включающие в нее другие действия как компоненты. Так, планирование может включать в себя и действия анализа, прогнозирования, целеполагания, оценки эффективности. Как нет планирования вообще, так нет и анализа вообще. Анализ может осуществляться и в процессе планирования, и в процессе организации, и в процессе руководства. Например, чтобы оценить работу подчиненных, руководитель должен ее вначале проанализировать. Но не результаты анализа являются итогом управления, а решения, принимаемые на их основе. Выработка этих решений относительно целей и способов их достижения (планирование), распределение полномочий и ответственности (организация), постановка заданий исполнителям и их мотивация (руководство), корректировка хода работы (контроль) и являются функциями управления по отношению к тому или иному объекту.
Таким образом, наиболее общими функциями управления развитием организации являются: планирование развития, организация развития, руководство развитием, контроль развитием.
Общая структура функций управления развитием организации может быть следующей:
1. Содержание деятельности.
2. Производственные технологии.
3. Организация деятельности.
4. Материально-техническая база.
5. Информационное обеспечение.
Чтобы конкретизировать эти функции, нужно конкретизировать объект управления. Поскольку декомпозировать объект можно с большей степенью детальности, то и функции могут все более детализироваться. Но такая конкретизация имеет смысл лишь тогда, когда разные функции закрепляются за разными исполнителями.