Андрей Фирсов
В середине прошлого века в Меланезию и Микронезию приехали исследователи-этнографы. Увиденное на островах повергло их в шок. Глазам учёных предстали скрупулёзно созданные из подручных материалов… авиационные военные базы. Посреди леса и на побережье были расчищены и по всем правилам обозначены взлётно-посадочные полосы. Рядом с ними стояли построенные из подручных материалов будки. В будках посменно сидели островитяне. При этом они надевали на головы, сделанные из листьев и скорлупы орехов «шлемофоны». Время от времени возле «аэродромов» разворачивались массовые шествия и ритуальные танцы с флажками, подозрительно напоминающие сигнальную азбуку. Поначалу научная общественность заговорила о пришельцах с других планет – тогда эта теория была новой и очень модной. Но вскоре оказалось, что действительность куда проще и интереснее предположений.
Маленький остров посреди океана почти незаметен и очень удобен для использования в качестве военной перевалочной базы. Этим во время Второй Мировой Войны воспользовались японцы, устроившие на островах свои базы. Потом японцев сменили войска американцев.
Примитивные местные жители никогда раньше не видели светлокожих и желтокожих людей, а потому очень удивлялись. С самолётов же сбрасывали для солдат еду, медикаменты, амуницию и прочие необходимые вещи. Что-то от благ цивилизации перепадало и островитянам. Это радикально изменило их быт. Поэтому неудивительно, что аборигены сочли всё это дарами богов, в буквальном смысле свалившимися с неба.
Потом война закончилась, военные свернули свои базы и покинули острова. Светлокожие люди больше не разгуливали по побережью, а самолёты больше не роняли в джунглях ящики с едой, медикаментами, одеждой и патронами. Видимо, аборигенам настала пора возвращаться к прежней жизни, но не тут-то было! К хорошему, как известно, быстро привыкаешь.
В попытке вернуть «небесные подарки», опускающиеся на парашютах, островитяне начали имитировать действия солдат, лётчиков и моряков. Они, по-видимому, приняли самые обычные жесты и действия военных за магические ритуалы, приносящие благодать и изобилие, падающее с неба. Что соответствовало их уровню понимания мироздания.
Желание вернуть консервы и лекарства принимало у островитян самые причудливые формы. Примитивные племена вырезали из древесины телефоны и прокладывали «связь» из лиан, зажигали сигнальные огни и факелы, чтобы осветить прежние взлётно-посадочные полосы, маршировали с палками, взятыми «на караул» и рисовали надпись «USA» у себя на груди, чтобы быть похожими на солдат, для которых сбрасывались грузы.
Некоторые шли дальше. Здраво рассудив, что сами по себе ящики с неба не падают, одно из племён взялось за дедовский способ. Они сплели из соломы грузовой самолёт в натуральную величину. Аборигены, видимо, поклоняются самолёту, чтобы он вернулся.
Крохотные островные религии, создавшиеся вокруг бывших военных аэродромов и баз, в науке принято называть «карго-культы». От английского «cargo», что означает «груз». Карго-культы были обнаружены на большинстве удалённых островов Тихого океана и не только там. На большинстве! Вывод напрашивается сам собой: человеку свойственно обожествлять всё, что сегодня ему представляется сверхъестественным.
Вам ничего не напоминают эти действия туземцев, кажущиеся для цивилизованного человека смешными? Вы думаете, мы с вами прошли тот этап развития социума, на котором принято бояться-верить-поклоняться? Вы в церковь (храм, костёл, синагогу, мечеть) давно ходили? Думаю, что у туземцев есть даже термины, похожие на наши для объяснения всего непонятного. Что-то вроде нашего «бог», «божья благодать» или «таинство божие».
И знаете, что самое интересное? Современные учёные, приезжавшие на острова к представителям карго-культуры, пытались объяснить туземцам, что самолёты – это не боги, и что сбрасывание грузов на парашютах – это не таинство божие. Что консервы, медикаменты и одежда – это не божья благодать, а продукты производства точно таких же людей, как и островитяне, только стоящих на чуть более высоком уровне развития социума и обладающих соответствующими технологиями.
Вы думаете, туземцы приняли доводы учёных? Правильно, не приняли. Просто верить в доброго бога гораздо легче, чем думать, развивать своё мышление, искать объяснения реально существующим, но пока непонятным явлениям. Не поддаваться доводам провокаторов, говорящих о непознаваемости таких сверхъестественных явлений, как груз тушёнки, спускающийся с неба на парашюте… Хотя, согласно их туземской «науки», это явление действительно абсолютно непознаваемо!
Упрямые аборигены до сих пор тратят время на молитвы, понятные только им самим обряды и падают на колени при виде пролетающего высоко в небе самолёта.
В жизни людей невежество и вера в сверхъестественное всегда идут рука об руку. Человек, в силу своей лени и малодушия, готов часами выпрашивать различные блага у бога, вместо того, чтобы научиться самому делать всё, что нужно...