Ценности и убеждения, касающиеся изменений, занимают важное место в любой оргкультуре. Современные предприниматели рассматривают изменения как здоровый фактор - без них бизнес не может процветать. В оргкультурах, где преобладает традиционализм, ценятся установленный порядок, стабильность и почитание прошлого. К изменениям относятся подозрительно, могут воспринимать их как возмущающие порядок и подрывающие его, даже если, по мнению реорганизатора, необходимость перемен самоочевидна.
Наличие культурных факторов, затрудняющих и тормозящих изменения, не означает, что они невозможны. Даже самые консервативные люди и группы могут примириться с изменениями, если осознают их необходимость, особенно если они порождены прямым влиянием сильных внешних факторов, таких, как ухудшение материальных условий жизни. Лучшая информация, образование, контакты с более динамичными культурами и новой технологией также влияют на отношение «консервативных» организаций к изменениям. Однако процесс изменений может быть медленным и трудным.
Работая в среде, где сопротивление изменениям значительно, реорганизатору необходимо соблюдать меры предосторожности. Поэтому, при планировании изменений, желательно осуществлять предварительный анализ оргкультуры, чтобы скорректировать стратегическую линию преобразований в конкретной организации.
Можно выделить следующие параметры стратегии преобразований, которые необходимо увязывать с особенностями организационной культуры:
· характер допустимых изменений (следует избегать изменений, которые основной персонал организации будет считать культурно неприемлемыми или неосуществимыми);
· объем изменений (следует решить, должны ли планируемые изменения быть фундаментальными, частичными);
· темп изменений (необходимо определиться, изменения будут разовыми, постепенными или проводиться в несколько этапов; следует оценить «время принятия», которое требуется персоналу организации, чтобы убедиться в желаемости предлагаемых изменений);
· характер управления изменениями (необходимо определить конкретное лицо (группу лиц), которое сможет не только продвигать изменения, но и осуществлять их так, чтобы их приняли и выполнили);
· меры по убеждению и обучению, необходимые для того, чтобы убедить людей, что поддерживать установленный порядок вещей не в их интересах.