Несомненно, должно существовать безграничное количество методов, позволяющих привлечь внимание отдельных лиц и групп к необходимости перемен. Однако два проверенных метода могут представлять особый интерес для реорганизаторов.
Наиболее эффективный способ возбуждения немедленного внимания - создание атмосферы беспокойства. В особых случаях состояние крайнего беспокойства, безусловно, эффективно. Например, здание очень быстро очистят, если сообщить, что в него заложена бомба. Однако практика показывает, что длительное использование этого способа обычно приводит к тому, что люди в конечном итоге начинают игнорировать такие угрозы, особенно если предполагаемые события не происходят.
Несмотря на это, минимальная степень беспокойства эффективна как способ сделать людей более внимательными, который может действовать долго. Особенно успешная комбинация - использовать состояние беспокойства, чтобы привлечь внимание к конкретным нуждам, а потом продолжить выработку решений, отвечающих этим нуждам.
Второй метод - двухэтапный информационный процесс. Основная идея заключается в том, что изменения принимаются и эффективно осуществляются в результате эффекта стимулирования потока информации.
Данные исследований показывают, что люди, наиболее охотно экспериментирующие, приверженцы новшеств, обладают определенными характеристиками. Они, как правило, имеют логический склад ума, много читают по интересующей их теме, посещают семинары и конференции, ищут различные возможности для ознакомления с новыми подходами к решению каких-либо проблем. Они могут считаться в своей группе кем-то вроде «чудаков». Их порой называют «изолятами». Как ни странно, они редко непосредственно влияют на других членов группы. Тем не менее за их деятельностью постоянно наблюдают лица второго типа, которые обладают характеристиками, схожими с «изолятами», но обычно из-за широких интересов в других областях не имеют достаточного свободного времени, чтобы экспериментировать и глубоко проверять новые методы. Этот тип, называемый «оценочный лидер», обладает значительным влиянием в группе и даже за ее пределами. Помимо того что он обладает высокой технической квалификацией, занимает значительное социальное положение в обществе.
Обычный жизненный цикл принятия новшеств предполагает несколько этапов. Первоначально новая схема или метод изучается вместе с другими возможными вариантами «изолятом» и отбирается среди других альтернатив из-за своего «технического» превосходства. На следующей стадии «оценочный лидер» принимает новую идею, убедившись, что «изолят» хорошо во всем разобрался. Затем начинается «эпидемическая» фаза, когда последователи «оценочного лидера» также принимают новый подход. Таким образом, при перестройке обычно делается акцент на высокотехнических аспектах нового подхода, чтобы привлечь и убедить «изолятов» и «оценочных лидеров», которые при нормальных условиях должны помочь и оказать влияние на других членов группы.