В 1961 году трое друзей - Майк Мейкселл, Уоллес Лейн и Вирджиния Мекси - часто совершали походы в район горы Косо (Калифорния), чтобы поискать красивые поделочные камни, которые они потом продавали в своей лавочке сувениров.
Особый интерес у друзей вызывали жеоды - минеральные образования шаровидной формы, во внутренних пустотах которых попадались редкие по красоте сростки кристаллов горного хрусталя или аметиста.
Подобные жеоды ищут любители камня и в подмосковном Русавкине, где иногда попадаются неплохие щетки кристаллов аметиста. Обычно профессиональные охотники за минералами не разбивают жеоды на месте находки (можно сильно повредить находящиеся внутри кристаллы), а вскрывают их с помощью алмазной пилы.
Так вот Майк около озера Оуенс рядом с горой Косо нашел жеоду, покрытую корой из окаменевших черепашек, и друзья прихватили ее с собой, чтобы распилить дома.
Когда Мейкселл начал распиливать свою находку, стало ясно, что на этот раз о кристаллах придется забыть - внутри жеоды не оказалось пустоты. Вместо этого там было какое-то странное вещество, чем-то похожее на керамику.
В центре этой керамической массы был виден срез металлического прутка диаметром 2 мм из белого металла. "В разрезе жеода имела следующий вид: под шаром черепашек находилась небольшая призма с правильным шестиугольным основанием диаметром 32 мм из мягкого и хрупкого материала, в ней - медная спираль, которая, скорее всего, проходила по всей длине призмы и была частично разъедена, спираль, в свою очередь, охватывала чрезвычайно твердый керамический стержень диаметром 18 мм, через который проходил металлический пруток диаметром 2 мм.
Конечно, уникальную находку просветили рентгеном и выяснили, что по своему устройству она больше всего напоминает... автомобильную свечу зажигания, хотя, как установили специалисты, ни один завод за всю историю человечества подобную свечу зажигания не выпускал. Геологи же, в свою очередь, по окаменевшим черепашкам определили возраст этой уникальной находки - не менее 500 тысяч лет...