Материалы книг Балгангадхара Тилака «Арктическаяродина в Ведах», Э. М. Бонгарда-Левина и Э. А. Грантовского «От Скифии до Индии».
Поразительное письмо пришло в Оксфорд в 1580 году от самого знаменитого картографа всех времен и народов — фламандца Герарда Меркатора (1512—1594). По существу это была инструкция для английских мореплавателей, отважно штурмовавших в те времена Северный Ледовитый океан и полярную Евразию в поисках водного пути в Китай, Индию и другие заморские страны в обход блокады, установленной повсюду тогдашними владычицами морей — Испанией и Португалией. В письме Меркатора, в частности, говорилось:
…За островом Вайгачом и Новой Землей сейчас же простирается огромный залив, замыкаемый с востока мощным Табинским мысом. В середину залива впадают реки, которые, протекая через всю страну Серику [Китай. – В.Д.] и будучи, как я думаю, доступны для больших судов до самой середины материка, позволяют легчайшим образом перевозить любые товары из Китая <…> и других окрестных государств в Англию. <…> Что существует громадный выдающийся к Северу мыс Табин, я твердо знаю не только из Плиния, но и из других писателей и некоторых карт, правда грубовато начертанных [подчеркнуто мной. – В.Д.]. Я выяснил из достоверных магнитных наблюдений, что магнитный полюс находится не очень далеко за Табином. Вокруг этого полюса и вокруг Табина много скал, и плавание там очень трудно и опасно.
Очень любопытные факты сообщает Меркатор! Особенно интересны сведения относительно “грубовато начертанных карт” (скорее всего, древних), где подробно изображены материковые и островные земли за Полярным кругом. Откуда попали к Меркатору эти карты? Возможно, из тех же тайных источников, где столетием раньше узнал о маршруте к Новому Свету через Атлантический океан Христофор Колумб. Первооткрыватель Америки отправился в обессмертившее его плаванье отнюдь не по наитию, а располагая сведениями, добытыми из секретных архивов. В ХХ веке достоянием ученых и читающей публики стала карта, принадлежавшая некогда турецкому адмиралу Пири Рейсу: на ней изображена не только Южная Америка в границах, еще не открытых европейцами, но и Антарктида. По единодушному мнению экспертов-археографов, уникальная карта является подлинным документом и датируется 1513 годом.
Пири Рейс жил в эпоху Великих географических открытий и прославился тем, что наголову разгромил объединенный венецианский флот, до этого считавшийся непобедимым. Однако в следующий раз турецкий адмирал был уличен в получении баснословной взятки от коварных венецианцев и казнен по велению султана. Хотя сам владелец уникальной карты далее Средиземного моря никогда не плавал, его конкретные картографические знания намного опередили не только Колумба, Васко да Гаму, Магеллана и Америго Веспуччи, но и открытие русскими мореплавателями Южного материка, сделанное Беллинсгаузеном и Лазаревым только в 1820 году. Откуда же почерпнул сведения турецкий адмирал? Сам он секрета из этого не делал и на полях своего портулана собственноручно начертал, что руководствуется древней картой, созданной еще во времена Александра Македонского. Вот он — один из возможных источников древнего географического знания!
Одновременно Пири Рейс выводит на чистую воду и Колумба. Оказывается, легендарный мореплаватель, чье имя давно стало нарицательным, пользовался секретными сведениями, о которых предпочитал умалчивать: “Неверный по имени Коломбо, генуэзец, открыл эти земли [имеется в виду Америка. - В.Д.]. В руки названного Коломбо попала одна книга, в которой он прочитал, что на краю Западного моря, далеко на Западе, есть берега и острова. Там находили всевозможные металлы и драгоценные камни. Вышеназванный Коломбо долго изучал эту книгу…” К сожалению, северная часть карты Пири Рейса до сих пор не найдена. Не удивительно, если она окажется идентичной тому, что позже начертал Меркатор. Ибо отец современной картографии также составил карту Арктики, где с подробностями, достойными удивления, изобразил легендарную Гиперборею и другие в те времена еще неизвестные полярные территории.
Уместно предположить, что на тайной карте, упоминаемой в инструкции английским капитанам, речь идет о временах, когда древняя Гиперборея, частично погрузилась на дно Ледовитого океана, оставив в районах, близких к магнитному полюсу, массу островов. На карте Меркатора, в соответствии с современными представлениями, изображен также и Кольский полуостров. “Экая невидаль!” - скажет кое-кто. А вот и нет! В ХVI веке географические знания о Северной Европе и, соответственно, ее картографические изображения были более чем приблизительны. В “Истории северных народов” и знаменитой “Морской [северной] карте”, составленной в первой трети ХVI века шведским ученым Олаусом Магнусом, Кольский полуостров описан и изображен, как сомкнутый обоими концами с материком перешеек между Ледовитым океаном и Белым морем, а то, в свою очередь, представлено как внутреннее озеро и помещено чуть не на месте Ладоги.
Кроме того, опираясь на древние знания, Меркатор смело вычерчивал на своей знаменитой картах пролив между Азией и Америкой. По традиции он именовался Анианом и располагался напротив одной из рек рассекающих Гиперборею, изображенной не менее тщательно. Задолго до реального открытия пролива русскими мореплавателями он уже обозначен на многих европейских картах. В XVI веке, помимо Меркаторовой карты Аниан можно увидеть на картах Себастьяна Мюнстера, Баттисты Аньезе, Джиакомо Гастальди, Болннини Зальтерио и Абрагама Ортелия.
Не меньший интерес представляет другой географический фантом — мыс Табин, точно магнит притягивавший первооткрывателей со времен античности и описанный еще в “Естественной истории” Плиния Старшего. Англичане (как, впрочем, и голландцы) очень серьезно отнеслись к информации, исходившей от Меркатора. Быть может, они и сами располагали подобными сведениями, считавшимися в те времена сверхсекретными. Уж больно настойчиво штурмовали английские капитаны непроходимые льды Северного Ледовитого океана, попутно занимаясь активным шпионажем в пользу английской короны. Судя по настырности, с коей англичане стремились попасть именно в устье Оби, они опирались на какую-то уникальную информацию, касающуюся возможности прохода в Китай не вокруг Азии, а прямо по рекам. Как ни странно, сие является не досужим вымыслом, а реальным фактом. Действительно, если взглянуть на карту, нетрудно убедиться в том, что главный приток Оби — Иртыш — берет свое начало именно в Китае. Здесь, под названием Черного Иртыша, он с востока на запад пересекает Синьцзян-Уйгурский район и после впадения в казахстанское озеро Зайсан становится Иртышом; далее — Сибирь, впадение в Обь и, пожалуйста, — прямой путь в Ледовитый океан. Однако попасть в Китай подобным образом можно, только водя пальцем по карте: в истоках своих (Черный) Иртыш не судоходен, а плавание против его течения на больших парусных кораблях более чем проблематично. Англичан, однако, все это нисколько не пугало и тем более не останавливало: располагая абстрактной информацией про то, что Китай речным путем связан с Ледовитым морем, они намеревались убедиться в этом собственными глазами.
Откуда могла взяться такая безапелляционная уверенность? Не породили ли ее все те же древние засекреченные карты? Ведь согласно им, в Ледовитом океане возможно активное мореплавание. Кого именно? Безусловно, в том числе и тех, кто когда-то грубовато начертал таинственную карту, имевшуюся в распоряжении Меркатора. Но когда? А вот это, действительно, проблема! Раз во времена составления карты можно было свободно плавать по Ледовитому океану в окрестности магнитного полюса, значит сама карта ни в коем случае не относилась к Новому времени, а отображала несравнимо далекую эпоху, когда климат был иным и свободное плавание действительно было возможно. Меркатор последнего обстоятельства не знал, то есть он считал, что в XVI веке проход на Восток по Северному морскому пути также свободен, как сотни или даже тысячи лет назад. Потому-то он с такой уверенностью дезинформировал тех, кто отправлялся на поиски северо-восточного прохода. И полярные капитаны тоже не сомневались, что вот еще немного, еще чуть-чуть — и непреодолимые льды отступят, и перед ними откроется свободный для дальнейшего плавания океан.