Тема 1. Концептуальные основы управления персоналом
Сущность и содержание понятия управления персоналом. Место кадрового менеджмента в общей теории и практике управления. Философия управления персоналом. Эволюция теории и практики управления персоналом. Цели и задачи управления персоналом. Субъекты и объекты управления персоналом. Методы управления персоналом. Функции управления персоналом организации. Приоритетные направления работы с персоналом. Кадровое обеспечение системы управления персоналом. Место и роль менеджера по персоналу в организации. Показатели эффективности управления человеческими ресурсами.
Тема 2. Роль человека в организации
Природа и назначение организации. Организация как социально-психологический феномен. Человек как основной ресурс управления организацией. Закономерности и основные этапы организационного развития. Роль человеческого фактора как критического элемента, определяющего высокий уровень выживаемости и успешности развития компании. Основные пути и средства выявления, развития и эффективного и рационального использования потенциальных возможностей персонала для достижения перспективных организационных целей. Основные подходы к управлению персоналом на различных этапах развития организации. Место и роль руководителя в системе управления персоналом.
Тема 3. Основы кадрового планирования
Кадровая политика. Основные направления кадровой политики. Типы кадровой политики. Сущность и содержание кадрового планирования. Цели и задачи кадрового планирования. Оперативный план работы с персоналом. Структура процесса разработки типового оперативного плана работы с персоналом. Планирование потребности в персонале.
Тема 4. Основы формирования кадрового состава организации
Факторы, влияющие на формирование кадрового состава организации. Субъективные и объективные подходы к привлечению сотрудников и кадровым перестановкам. Источники и методы формирования кадрового состава организации. Принципы кадрового наполнения разных уровней управления. Принципы создания оптимальной организационной структуры с учётом производственной специфики и субкультуры организации.
Тема 5. Технологии выявления личностно-делового потенциала персонала
Место и роль оценки при реализации управленческих функций. Факторы, влияющие на результативность оценивания личностно-деловых качеств персонала. Субъекты и объекты оценочной деятельности. Методы оценки. Основные принципы организации и проведения процедуры оценивания. Подбор и отбор персонала. Конкурсный отбор. Организация испытательного срока. Современные технологии оценки и отбора персонала. Аттестация персонала. Расстановка и адаптация персонала.
Тема 6. Технологии развития кадрового потенциала
Ценностный фактор персонала и его зависимость от формы обучения и реального уровня образованности. Перспективы роста потребностей организации в развитии кадрового потенциала. Ключевые профессионально необходимые компетенции специалиста: профессиональные, организационно-управленческие, коммуникативные, культурно-нравственные, в области укрепления и восстановления психического и физического здоровья. Принципы построения плана и содержания учебных программ для развития профессионально необходимых компетенций персонала. Формы и направления профориентационной деятельности в рамках развития кадрового потенциала организации. Формы и методы обучения и повышения квалификации персонала. Внутрифирменное профессиональное обучение персонала. Наставничество. Самоменеджмент. Принципы соотнесения затрат на развитие персонала с результатами производственной деятельности.
Тема 7. Технологии эффективного использования человеческих ресурсов
Формирование кадрового резерва. Управление профессионально-служебной карьерой работников организации. Привлечение персонала к процессу разработки и внедрения управленческих решений. Методы оценки и анализа трудовой деятельности персонала. Контроль за результатами профессионально-управленческой деятельности.
Тема 8. Стимулирование трудовой деятельности персонала
Сущность стимулирования и ее роль в жизнедеятельности трудовых коллективов. Эволюция процесса совершенствования функции мотивации. Потребности и мотивы как основа стимулирования. Наказание и поощрение как инструменты стимулирования. Материальные и моральные поощрения. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Применимость содержательных и процессуальных теорий мотивации в практике управления. Нетрадиционные методы мотивации.
Тема 9. Управление рабочими группами
Виды групп и их назначение. Формальные и неформальные группы: функции, характеристики. Факторы, влияющие на эффективность деятельности малой группы. Основы нейтрализации и профилактики конфликтов в рабочей группе. Методы повышения эффективности деятельности рабочих групп. Условия и принципы формирования команд. Показатели групповой сплоченности.