Кириенко Анна Олеговна
В представлении обывателя тема любви обсуждаются поэтами, писателями, музыкантами, реже философами, ученые не могу измерить любовь, как можно измерить скорость реакции или уровень тревожности. Однако, психология пытается дать ответы на некоторые вопросы данной тематики.
Пожалуй, охватить все представления о любви, начиная с древности и до наших дней, невозможно, тем более не возможен полный анализ представлений в рамках одной статьи. Поэтому, мы осветим лишь часть работ и исследований, ставших уже классическими.
Согласно «Краткому психологическому словарю» любовь – это:
1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его
объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта
2) интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.
Таким образом, в этом определении разводятся любовь как эмоциональное положительное отношение (как к другому человеку, так и к другим понятиям или явлениям), и любовь, обусловленная сексуальной потребностью (любовь к другому индивиду).
Зигмунд Фрейд, как известно, подчеркивал роль сексуального инстинкта в функционировании человека, и считал отсутствие его реализации причиной неврозов. По мнению З.Фрейда, человек эгоистичен по своей природе, и способность любить им приобретается в детстве из-за процесса идентификации с другими. Таким образом, ребенок как бы проецирует любовь к себе на других и, повзрослев, начинает искать в других то, что есть в нем самом. Иными словами, мы любим других за то, что они похожи на нас.
Карен Хорни в своей работе «Невротическая личность нашего времени» пишет о том, что трудно дать определение любви, легче указать, что таковой не является. Любовь невротика по К.Хорни не является истинной любовью и для нее характерно повышенная нетерпимость к критике, любое внимание к третьим лицам интерпретируется как измена, вечное требование совершенства партнера, использование другого человека как средство в достижении цели, удовлетворении потребности. Так человек может думать, что любит другого, но на самом деле испытывает чувство благодарности, живет вместе ради престижа в браке, или для сексуального удовлетворения. Однако, следует избегать понимание любви как чисто альтруистической, жертвенной. В любви мы удовлетворяем свои некоторые потребности, но главным остается само чувство привязанности. Еще одним фактором подлинного чувства является его надежность и верность. Любовь не может исчезнуть в случае, если наш партнер не может оправдать наши ожидания. Особо К.Хорни подчеркивает игнорирование личности другого, его особенностей, потребностей, недостатков, стремления к развитию как признаки неспособности любить.
Бесспорным вкладом в психологическую теорию любви является работа Эриха Фромма «Искусство любить». По его мнению, два человека влюбляются тогда, когда чувствуют, что нашли «лучшее предложение на рынке», учитывая границы своего ресурса. Любовь – не мимолетное чувство, а состояние пребывания в ней. Это активность, установка, ориентация характера, которая задает отношение ко всему миру. Фром выделяет 5 видов любви:
1) Братская
Это фундаментальная основа всех последующих типов. Отношение к другому с заботой, уважением, желанием облегчить и продлить его жизнь, переживание солидарности и единства.
2) Материнская
Безусловная ответственность, преданность и забота о жизни ребенка, сосредоточение на его потребностях.
3) Эротическая
Это единство двух противоположностей, жаждущих слияния. Любимого стремишься понять, как самого себя. Физическая близость лишена жадности, потребности покорить или подчиниться.
4) К себе
Этот вид любви следует отличать от эгоизма. Умеренная любовь к себе необходима для выживания человека. Если мы умеем любить себя, то можем полюбить другого.
5) К Богу
Это акт переживания единства с воплощением опыта восприятия человечеством высших сил, стремления к истине и единству, которое было названо Богом.
Не менее интересным представляется взгляд Виктора Франкла. По его мнению, любовь является исключительно человеческий феномен, экзистенциальный акт. В. Франкл выделяет три вида установок в любви: сексуальная, эротическая и подлинная любовь. Самой примитивной является сексуальная установка – физическое возбуждение человека, активация сексуального инстинкта. Более высокая форма отношения к партнеру – эротическая, помимо внешней привлекательности, мы отмечаем особенности внутреннего мира партнера, его «душевные свойства». Эта установка сродни состоянию влюбленности и направлено на психическое. Подлинная любовь представляет собой «глубокое проникновение в личную структуру партнера, а именно вступление с ним в связь на духовном уровне». Любящий может смотреть сквозь физические и психические характеристики на саму личность, он признает его уникальность, неповторимость и незаменимость. Исходя из этих представлений, любовь не может исчезнуть, так как мы любим саму суть человека. Более подробное рассмотрение этого вопроса можно найти в книге В.Франкла «Психотерапия на практике».
Из массы книг по популярной психологии, хотелось бы отметить работу Гарри Чепмена «Пять языков любви». Г.Чэпмен, ссылается на доктора Росс Кэмпбелл, психиатра, работающего с подростками. Кэмпбелл считает, что внутри каждого человека заключён «эмоциональный сосуд», который ждёт того, чтобы его наполнили любовью. Наполнить этот сосуд, по мнению Чепмена, можно с помощью того «эмоционального языка любви», на котором «говорит» человек. Существует 5 основных языков:
1) слова одобрения (похвала, комплименты и т.д.);
2) качественное время (время, проводимое с любимым, общение, занятие общим делом и т.д.);
3) получение подарков;
4) акты служения (выполнение бытовых заданий, помощь в делах и т.д.);
5) физическое прикосновение (объятия, секс, поглаживания и т.д.).
Влюбленность Чепмен считает быстротечной, не требующей усилий, инстинктивной по природе. Она вызывает эйфорию, однако не способствует росту партнера. Любовь требует большого труда, терпения и желания. Любовь – не дар, а выбор, мы выбираем любить или не любить.
В ставшей уже классической работе Дэвида Майерса «Социальная психология» также уделяется внимание данной проблематике. Майерс пишет, что для любого человека крайне важно найти родственную душу, кому мы можем довериться, которая будет ценить нас за то, какие мы есть. Романтическую любовь он сравнивает с импринтингом: человек, долгое время находящийся с нами, в поле нашего зрения, и разделяющий наши взгляды, вызывает романтические чувства. Можно наблюдать и другой феномен: чем больше мы любим, тем более привлекательным становится наш партнер, и менее привлекательными кажутся другие люди.
В книге описана любовь-дружба и любовь-страсть. Любовь-страсть, по определению Инлайн Хатфилд, является непреодолимым желанием соединиться с любимым. Это чувство «представляет собой смесь восторга и уныния, радостного трепета и тоскливой удрученности». В случае, если тесная связь продолжается, она перерастает в глубокую и нежную привязанность и становится «любовью-дружбой».
«Психолог Роберт Стернберг рассматривает любовь как треугольник, тремя сторонами которого (разными по длине) являются страсть, интимность и преданность. Опираясь на понятный аппарат античной философии и литературы, социолог Джон Алан Ли и психологи Клайд Хендрик и Сьюзан Хендрик идентифицировали три основополагающих любовных стиля: eros (страсть), ludus (игра), storge (дружба), которые, подобно основным цветам спектра, комбинируются и образуют вторичные любовные стили».
Зик Рубин, один из первых исследователей феномена любви, составил «шкалу любви» для выделения факторов, определяющих данное чувство. «Чтобы охарактеризовать каждый из них, он составил следующую анкету:
· Привязанность (к примеру, «если бы я был одинок, моей самой первой мыслью было бы найти...»).
· Забота (к примеру, «если бы... чувствовал себя плохо, моей первой обязанностью было бы развеселить его/ее»).
· Интимность (к примеру, «я чувствую, что я могу доверить... абсолютно все»).
Некоторые элементы характерны для всех любовных пар: взаимопонимание, взаимоподдержка, удовольствие от общения друг с другом. Некоторые элементы являются отличительными чертами».
Последняя работа, на которую мы бы хотели сослаться, это книга Л.Н. Собчик «Диагностика психологической совместимости». Она понимает любовь как особый, эмоционально насыщенный вид межличностных отношений, при котором следует учитывать индивидуально-личностные особенности партнеров. Нередко любовь принимают за одержимость, болезнь, когда объект воспринимается как жизненно необходимый. Партнеру приписываются всевозможные достоинства, а недостатки рационализируются или игнорируются. Отсутствие взаимности лишь усиливает чувство и часто оставляет след на всю жизнь. Прямолинейность, излишняя откровенность же не возымеет подобного эффекта. У человека животная сексуальная потребность приобрела новые формы проявления. Секс в отсутствии любви – примитивная реализация данной потребности. С другой стороны любовь платоническая, которая больше похожа на дружбу духовно-близких людей и возможна на расстоянии, так как бытовое общение разрушает идиллию и разочаровывает. В гармоничной любви есть место сексу, как одному из многократных аспектов этого сложного переживания.
В любовных отношениях мы крайне субъективны, что мешает адекватной оценке личностных качеств партнера. А императивное желание видеть в избраннике придуманный идеал приводит к тому, что люди приписывают своим вторым половинкам искомые черты, которыми те не обладают.
Таким образом, любовь является предметом изучения психологии, несмотря на сложность и неоднозначность данного феномена. Однако, точного определения любви авторы давать избегают, указывают на определенные характеристики, ей свойственные. Нет и единого взгляда на классификацию любви ввиду большого количества ее объектов. Мы можем любить свое домашнее животное, человека, Родину, Бога, и все эти акты любви будут различаться. На наш взгляд, подход Э.Фромма к любви как установке, особому отношению к миру, является высшим философским пониманием среди рассмотренных в статье.
Сложность явления не освобождает от необходимости и важности его изучения. Любовь, пожалуй, является величайшей загадкой человечества, а может ей стоит таковой остаться?
Список используемой литературы:
1. Краткий психологический словарь. / Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. [Электронный ресурс] http://psychology.academic.ru/1058
2. Семечкин, Н. И. Социальная психология : учеб. для высш. шк. / Н. И. Семечкин. Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 608 с. - (Высш. образование).
3. Собчик, Л. Н. Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь (психолог о любви, о семье, о детях) / Л.Н. Собчик. СПб.: Речь, 2002. - 80 с.
4. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер, 1998. - 668 е.: ил. - (Мастера психологии).
5. Франкл, В.Э. Психотерапия на практике / В.Э. Франкл. Спб: Речь, 2000. - 256с. [Электронный ресурс] http://krotov.info/lib_sec/21_f/fra/nkl_01.htm
6. Фромм, Э. Искусство любить. / Э. Фромм. СПб.: Азбука-классика, 2004. - 92 с. [Электронный ресурс] http://www.pedlib.ru/Books/1/0372/index.shtml?from_page=7
7. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ: авторский сборник / К. Хорни. Изд-во: Айрис-Пресс, 2004 г. - 464 с.
http://psychology.academic.ru/1058