Однажды спросил падишах Бирбала:
— Скажи-ка, мудрец, кого больше на свете, слепых или зрячих?
Бирбал, не задумываясь ответил:
— Разумеется, слепых больше!
— Что ты выдумываешь! — закричал Акбар.
— Ну, раз уж ты так говоришь, потрудись доказать.
— Хорошо, владыка мира, докажу.
— А когда?
— Не беспокойтесь, повелитель, долго ждать вам не придётся.
На другой день Бирбал отправился за город и велел своим слугам захватить разборную кровать, да ещё взял с собой писца с большой счётной книгой. Выбрав самую оживлённую дорогу, Бирбал расположился чуть ли не посередине и принялся раскладывать кровать. Писцу же приказал заносить в книгу имена прохожих и проезжих, как он укажет: кого назовёт зрячим, тех писать на первой странице, а кого слепым — на второй. Писец отвечал, что исполнит всё в точности.
Прошло немного времени, и увидели они, что по дороге скачет множество всадников во главе с самим падишахом. Они уже приближались, а Бирбал всё возился с кроватью.
Когда Акбар подъехал и узнал Бирбала, он никак не мог понять, зачем это его советнику понадобилось заниматься таким странным делом, да ещё на самой дороге.
— Бирбал! — закричал он удивлённо. — Что ты здесь делаешь?
— Скоро узнаете, повелитель, — ответил Бирбал и опять принялся за работу.
Когда падишах со свитой отъехали подальше, Бирбал приказал писцу:
— Ну а теперь открывай свою книгу. Запиши его величество на страницу слепых.
Вот так имя великого падишаха оказалось первым на странице слепых в Бирбаловой книге.
В течение дня проходили мимо Бирбала знатные и незнатные люди, а он всё возился со своей кроватью. И если кто-нибудь с удивлением спрашивал, чем он занят, Бирбал отвечал, что выполняет приказание падишаха. Имена этих людей сразу попадали в список слепых.
Те же люди, которые восклицали: «О достопочтенный, зачем вы раскладываете кровать на дороге?» — попадали в список зрячих. Когда настал вечер, Бирбал прекратил своё необычное занятие. К тому времени в список были занесены тысячи имён, и слепых оказалось гораздо больше, чем зрячих. Утром Бирбал облачился в своё парадное платье и, когда наступил час Барбара, отправился во дворец.
Только он вошёл, падишах ему и говорит:
— Ну, Бирбал, скоро ли ты мне докажешь, что слепых на свете больше, чем зрячих.
— Вот, повелитель, доказательства у меня при себе: в этой книге список слепых и зрячих. Взгляните — и вы увидите, что многие имена нам обоим знакомы.
Как только падишах увидел, что его имя стоит первым в списке слепых, он с большим удивлением воскликнул:
— Как же так, Бирбал? Почему ты занёс меня в список слепых? Ты, наверное, сам ослеп?
Понял Бирбал, что падишах рассердился и поспешил разъяснить.
— Помните, повелитель, вчера, когда вы ехали со свитой по дороге, я раскладывал там кровать. И вы спросили меня: «Бирбал, что ты здесь делаешь?» Если человек задаёт такой вопрос, значит — он не видит. Если бы вы, государь, были зрячим, то не стали бы спрашивать, что я делаю. Поскольку вы подошли ко мне первым, ваше имя значится в списке первым. Всех, кто спрашивал, что я делаю на дороге, я велел занести в список слепцов. Таких оказалось очень много. А вот список зрячих занимает всего половину листа. Вот и доказательство, что слепцов намного больше, чем зрячих.
Понравилось падишаху такое объяснение, сменил он гнев на милость и щедро наградил Бирбала.