По данным центра «Независимая медико-юридическая экспертиза»:
• первое место по профессиональным ошибкам у стоматологов;
• на втором месте среди поводов для обращения в суд - гибель или увечье роженицы или новорожденного в родильном доме;
• третье место занимают хирурги всех специальностей.
Меньше всего ошибок, по которым потом судятся, совершают терапевты.
По статистике Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от врачебных ошибок умирает больше людей, чем погибает в ДТП.
Из-за врачебных ошибок в Америке погибает слишком много пациентов, пишет Journal of the American Medical Association (JAMA). Доктора Люсьен Лип и Доналд Бервик из медицинских подразделений Гарвардского университета проанализировали ситуацию за последние пять лет, пришли к выводу, что смертность пациентов, связанная с ошибками медиков, осталась на прежнем уровне — более 100 тысяч человек в год (33 тысячи англичан, 25 тысяч немцев).
Исследователи признают, что в целом безопасность пациентов в больницах улучшилась, в частности, после того, как хлорид калия был изъят из укладок и шкафов, к которым имеют доступ медсестры, значительно снизился процент смертей, связанных с ошибочной инъекцией этого препарата.
Компьютеризация процесса движения лекарств по отделениям больниц снизила смертность в некоторых учреждениях на 81 процент, а введение фармаколога в состав врачебных бригад снизило количество аллергических реакций на те или иные препараты более чем на три четверти (78 процентов).
Некоторым медицинским центрам удалось снизить смертность своих пациентов, связанную с врачебными ошибками, на 93 процента, но, к сожалению, на общенациональной статистике это никак не сказалось. По-прежнему лидирующее положение занимают госпитальные инфекции, которые, по мнению Липа и Бервика, можно и нужно предотвращать. И удастся ли в следующие пять лет снизить эту составляющую смертности пациентов — зависит от целого ряда труднопредсказуемых факторов.
Кстати. В США примерно 700000 врачей. По их вине происходят около 120000 случайных смертей в год, то есть 0,171 случайная смерть на доктора в год. В США 80000000 владельцев оружия. То есть 1500 случайных смертей от оружия в год. Получается 0,00001875 случайных смертей на одного владельца в год. По статистике, в США с вероятностью большей примерно в 9000 раз убьет врач, чем владелец оружия. При этом не у каждого есть оружие, зато у каждого есть лечащий врач...
В России официальную статистику убийственных врачебных ошибок никто не ведет. По подсчетам же общественной организации «Лига защиты пациентов», халтура и просчеты медиков уносят каждый год жизни 50 тысяч человек. Вряд ли врачи с такой страшной цифрой согласятся. Но сами медики признают, что каждый третий диагноз — ошибочный. Об этом было заявлено еще два года назад на первом национальном конгрессе терапевтов. Доктора объясняют такую пугающую статистику нехваткой кадров, порожденную скудной зарплатой, и перегруженностью медперсонала. Нельзя лишить медиков права на ошибку, но в следственных делах – а их число угрожающе увеличивается – речь идет о врачах, чьи смертельные просчеты объясняются небрежностью, равнодушием, халтурной работой.
Так, из-за неправильного или несвоевременно поставленного диагноза у нас умирают 12% больных пневмонией. Из-за недостатка знаний врачи первичного звена выявляют лишь около 30% больных, нуждающихся в высокотехнологичной помощи. Среди развитых стран Россия на первом месте по числу инсультов, поскольку плохо поставлен врачебный контроль течения артериальной гипертонии. Количество жертв лекарственной терапии в три раза превышает число ежегодно погибающих в автомобильных катастрофах.
В Следственном комитете РФ не скрывают, что дела о врачебных ошибках — редкое явление в российском судопроизводстве. Следователи объясняют это, прежде всего, несовершенством уголовного законодательства, не позволяющего адекватно квалифицировать действия врачей.
Даже самого понятия «врачебная ошибка» в Уголовном кодексе нет. Кроме того, высокая корпоративность в среде врачей зачастую становится непреодолимым препятствием на пути следствия. А кто проводит судебную медицинскую экспертизу? Судебные врачи, некоторые из них все из-за той же корпоративности готовы защитить честь «белых халатов».
А судья - не врач, он не в состоянии разобраться даже в простых методах лечения. Складывается парадоксальная ситуация: даже если неумышленная оплошность врача очевидна, доказать ее в суде практически невозможно.
Современное российское медицинское право предусматривает два вида ответственности за врачебные ошибки: уголовную и гражданскую. В Уголовном кодексе прописан десяток таких статей, в том числе «причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей».
Согласно же Гражданскому кодексу, вред, причиненный личности, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. А если причинен вред моральный, то врач обязан выплатить денежную компенсацию. Так, например, произошло с врачом-косметологом Геленой Рымаренко, осужденной за причинение вреда известной телеведущей Оксане Пушкиной. Тверской суд Москвы приговорил врача к трем годам условно и обязал ее выплатить Пушкиной 570 тысяч рублей за материальный вред и 100 тысяч за моральный.