Мария Лапшина
Именно такое задание давала Тина Силиг своим студентам в Стэнфордском университете. Каждая из четырнадцати команд получила конверт с 5 долларами «стартового капитала» и два часа времени. По завершении задания у каждой команды было три минуты на презентацию своего решения. Что бы сделали вы, оказавшись на месте этих студентов?
Нередки предложения об открытии импровизированной автомойки или лотка по продаже прохладительных напитков – в этих случаях 5 долларов использовались бы для закупки материалов и продуктов для начала работы. Вполне достойные варианты для тех, кто хотел бы немного заработать за несколько часов. Однако большинство студентов в конечном счете находили способ выйти за рамки стандартов. Они подвергли сомнению огромное количество традиционных решений и смогли реализовать массу возможностей для создания максимальной ценности в заданных условиях.
Выигравшие команды смогли выручить до 600 долларов, а средний возврат на инвестиции в размере 5 долларов составил 4 000 процентов! Как же им это удалось? Вот подсказка: команды, заработавшие больше всех денег, вообще не пользовались стартовыми 5 долларами. Они поняли, что эта сумма, в сущности, никак им не поможет, и решили посмотреть на проблему шире: «Что если мы начнем с полного нуля?» Одна группа обратила внимание на проблему, присущую множеству студенческих городков – длинные очереди перед популярными ресторанчиками субботним вечером, и решила помочь людям, которые не хотели ждать. Члены команды бронировали по нескольку столиков в ресторанах. С наступлением назначенного часа они за 20 долларов продавали право на вход в ресторан желающим немедленно туда попасть.
Другая команда поступила еще проще. Они поставили перед зданием студенческого союза специальную стойку и принялись бесплатно измерять давление в велосипедных шинах. Обслужив нескольких первых клиентов, команда поняла, что велосипедисты были невероятно им благодарны. Несмотря на возможность бесплатной подкачки и на простоту этой операции, новая услуга показалась клиентам удобной и ценной. В сущности, уже через час после начала работы команда перестала брать фиксированную плату и просила вместо этого заплатить сумму, которую клиент посчитал бы уместной. Прибыль тут же выросла в несколько раз.
Каждый из этих проектов принес командам по несколько сотен долларов, и это изрядно впечатлило остальных. Однако одной команде удалось заработать целых 650 долларов: они смогли посмотреть на имеющиеся в их распоряжении ресурсы под совершенно иным углом зрения. Эти студенты определили, что самый ценный их ресурс – это не 5 долларов и не два часа времени, а три минуты презентации в понедельник, и решили продать это время одной компании, которая хотела пригласить на работу студентов. Они создали трехминутный рекламный ролик этой компании и показали его студентам вместо рассказа о своих действиях на предыдущей неделе. Это было великолепным решением (о котором даже не задумались все остальные).
В течение целого ряда лет Тина Силиг проводила подобные эксперименты. И каждый раз студенты удивляли и ее, и самих себя тем, как много можно сделать даже при ограниченных ресурсах и в ограниченное время. Все эти упражнения позволяют сделать несколько выводов, которые, на первый взгляд, противоречат здравому смыслу.
Во-первых, нас окружает множество возможностей. В любом месте и в любое время вы можете посмотреть вокруг и выявить массу проблем, нуждающихся в решении.
Во-вторых, вне зависимости от масштаба проблемы для ее решения всегда имеются креативные способы, даже при условии ограниченности имеющихся в вашем распоряжении ресурсов. Большинство людей воспринимают проблемы как нерешаемые и поэтому не видят творческих решений, находящихся у них прямо перед носом.
В-третьих, мы слишком часто задаем жесткие рамки для проблем. Когда появляется простая задача, например, заработать деньги за два часа, большинство людей быстро перескакивает к стандартной ответной реакции.
Люди не делают шаг назад и не изучают проблему в более широком контексте. Но стоит снять шоры – и вы увидите целый мир новых возможностей. Подобные задания входят в курс по предпринимательству и инновациям, который Тина Силиг читает в Стэнфордском университете. Главная задача курса – показать студентам, что любую проблему можно воспринимать как возможность для применения креативного решения.
В своей книге «Сделай себя сам» она решила обобщить свой уникальный опыт и поделиться техниками работы со студентами и приводит массу упражнений на развитие креативности и предпринимательского мышления. Пройдите эти кейсы и вы сами удивитесь, как много можно сделать даже при ограниченных ресурсах и в ограниченное время!