Роль
предлогов
Предлоги играют
значительную
роль
в
выражении
падежных
значений.
Присоединяясь
именам
существительным
в
различных
падежных
формах,
предлоги
помогают
раскрыть
и
уточнить
значения
падежей.
Так, употребляясь
с
родительным
падежом,
предлоги
вокруг,
до,
из-за,
у
и
другие
выражают
пространственные
отношения
предметов
или
действий:
ходить
вокруг
дома,
доехать
до
деревни,
выйти
из-за
стола,
стоять
у
ворот.
Предлоги к,
по
при
употреблении
их
с
дательным
падежом
указывают
на
приближение
к
предмету,
объекту,
на
место
действия:
наклониться
к
столу,
идти
по
полю,
ехать
по
дороге.
При употреблении
с
винительным
падежом
предлоги
в,
за,
на
раскрывают
значение
направленности
действия
на
объект:
вбить
в
стену,
обнять
за
шею,
смотреть
на
сестру.
Употребляясь с творительным падежом,
предлоги за, над, под, с и другие выражают пространственные значения, указывают
на направленность действия на объект и т.д.: лететь над лесом, жить под горой, ходить
за ягодами, дружить с товарищем. (Подробнее о роли предлогов в выражении значения
падежей см. в разделе «Предлоги».)
Мнемоника
«Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь».
«Иван (Ирина) Родил(а) Девчонку, Велел(а) Тащить
Пелёнку».
«Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить».
«Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали».
«Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное».
«Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу».
«И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого».
«Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать».
«Иван, Родимый, Дай Ванюше Табака Понюхать».
«Иван Родил Девочку Валю Толстенькую, Пузатенькую».
«Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить».
Стандартно считается, что в современном русском языке 6 падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный), тем не менее некоторые языковеды выделяют ещё минимум семь, имеющих ограниченное распространение и функции. Шесть основных падежей определяются посредством грамматических вопросов, которые можно поставить на место слова (кто?, что?, кого?, чего? и т. д.), остальные падежи можно выделить только по косвенным смысловым признакам (так, изъяснительный и местный падежи определяются одним вопросом: о/на/в ком, чём?)
Именительный падеж — кто?, что?, является
единственным прямым падежом в русском языке, употребляется в качестве главной части
предложения.
Именительный падеж — кто?, что?, является
единственным прямым падежом в русском языке, употребляется в качестве главной части
предложения.
Родительный падеж — нет кого?, чего?,
определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения.
Дательный падеж — дать кому?, чему?,
определяет конечную точку действия.
Винительный падеж — вижу кого?, что?,
обозначает непосредственный объект действия;
Творительный падеж — горжусь кем?,
чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
Предложный падеж — думать о ком, о чём
Второй предложный падеж, или местный падеж — оригинальная (беспредложная) форма местного падежа практически полностью
утрачена и перешла в формы предложного и творительного, однако у некоторых существительных
грамматически отличная форма предложного падежа: в лесу, в тени́. Беспредложные
формы до́ма и домо́й, являются, видимо, наречиями.
Звательный падеж — по форме идентичен
именительному, но образует независимый оборот речи, по функциям подобный междометию.
Полностью утрачен оригинальный звательный падеж, формы старорусского языка — человече,
врачу и пр. Однако, можно выделить новый звательный, включающий разговорные формы
некоторых имён: Петь, Саш, Тань, и т. п. и нескольких существительных.
Количественно-отделительный падеж является разновидностью родительного, в том смысле,
что он отвечает на его же вопросы и указывает на некоторые из его функций. Иногда
его можно легко заменить родительным, но иногда это будет звучать коряво. Например,
вам предложить чашку (кого? чего?) чая или (кого? чего?) чаю? Обратите внимание,
что из классических шести падежей форма «чаю» подпадает под дательный падеж (кому?
чему?), но здесь она отвечает на вопрос родительного (кого? чего?). Некоторые скажут,
что форма «чаю» звучит как-то архаично, по-деревенски. Не уверен, что это правда;
я бы скорее сказал «чаю», чем «чая», либо вообще бы переформулировал предложение
так, чтобы использовать винительный падеж («Чай будете?»). Вот другой пример: «задать
жару». По-деревенски? Пожалуй, нет. А вариант «задать жара» режет слух. Ещё примеры:
«налить соку», «прибавить ходу».
Лишительный падеж используется вместе с отрицанием глагола во фразах
вроде «не знать правды» (но «знать правду»), «не иметь права» (но «иметь право»).
Нельзя сказать, что в варианте с отрицанием мы используем родительный падеж, потому,
что в некоторых случаях слова остаются в форме винительного: «не водить машину»
(а не машины), «не пить водку» (а не водки). Этот падеж возникает только в том случае,
если мы считаем, что каждой функции существительного должен соответствовать какой-то
один конкретный падеж. Тогда лишительный падеж — это такой падеж, формы которого
могут соответствовать формам родительного или винительного. Иногда они взаимозаменяемы,
но в некоторых случаях нам заметно удобнее использовать только один из двух вариантов,
что говорит в пользу лишительного падежа. Например «ни шагу назад» (подразумевает
«не делать») звучит намного более по-русски, чем «ни шага назад».
Ждательный падеж — явление довольно сложное. Ждать (бояться, остерегаться,
стесняться) мы можем кого-то или чего-то, то есть, вроде бы, должны использовать
родительный падеж с этими глаголами. Однако иногда этот родительный падеж вдруг
принимает форму винительного. Например, мы ждём (кого? чего?) письма, но (кого?
что?) маму. А наоборот — «ждать письмо» или «ждать мамы» — как-то не по-русски (особенно,
второе). Конечно, если эти формы считать допустимыми, то никакого ждательного падежа
нет, просто с глаголом ждать (и его собратьями) можно использовать и родительный,
и винительный падежи. Однако если эти формы допустимыми не признавать (к чему я,
лично, склоняюсь), то возникает ждательный падеж, который для некоторых слов совпадает
с родительным, а для некоторых — с винительным. В этом случае нам нужен критерий
того, как склонять данное слово.
Местный падеж — самый понятный из всех особых падежей. Он есть, он используется
каждым из нас, его формы очевидны, заменить другими словами их нельзя, и поэтому
очень странно, что он не входит в школьный список. У предложного падежа можно выделить
две функции (их больше, но мы это проигнорируем): указание на объект речи и указание
на место или время действия. Например, можно говорить о (ком? чём?) площади, и можно
стоять на (ком? чём?) площади, думать о (ком? чём?) комнате и находиться в (ком?
чём?) комнате. Первый случай называется «изъяснительным падежом», а второй — «местным».
У площади и комнаты эти формы не зависят от функции. А вот, например, у носа, леса,
снега, рая, года — зависят. Мы говорим о носе, но выходные у нас на носу; думаем
о годе, но день рождения только раз в году. Гулять в лесе нельзя, можно только в
лесу.