Внутренняя среда организации определяется стратегией, структурой, культурой организации, особенностями осуществления в ней кадровой политики. Объективные факторы во многом влияют на практику оценки и отбора персонала. Они весьма многообразны и в некоторой степени стабильны. Однако формирование достаточного широкого контингента руководителей (всех уровней управления) конкретной организации, имеющего специальную подготовку в вопросах оценки и отбора персонала, может в значительной степени повлиять на оптимизацию процесса комплектования вакантных должностей.
Субъективные факторы выражаются в обладании субъектом оценки и отбора персонала специфичными личностными особенностями, значимыми для оценочно-отборочной деятельности. Нами было установлено, что субъективные факторы изначально обуславливают возможный уровень развития психолого-акмеологической компетентности субъектов оценки и отбора персонала, однако, он возрастает у всех, кто прошел специальную подготовку. Учет и диагностика психологических особенностей целесообразна в том случае, если осуществляется подготовка лиц, основным направлением деятельности которых будет являться оценка и отбор персонала (раздел 1.3.). Так как в качестве объекта исследования определяется деятельность руководителя как субъекта оценки и отбора персонала, которая является только одной из функций управления, то в ходе разработки теоретической модели развития психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала субъективный фактор учитывался, но он не являлся предметом специального изучения.
Под воздействием субъективных и объективных факторов у субъекта оценки и отбора персонала формируются компоненты психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала. Из целого ряда видов компетентности (социально-психологическая, аутопсихологическая, методическая, рефлексивная, профессиональная, управленческая и т. п.), в ходе экспертной оценки были выделены три основные компоненты психолого-акмеологической компетентности, лежащие в основе деятельности субъекта оценки и отбора персонала и их сравнительные веса: методическая - 0.33, профессионально-управленческая - 0.55, социально-психологическая - 0.12. Результаты расчета весов компонент представлены в приложении 4.
Анализ результатов экспертной оценки показал, что эффективность деятельности субъекта оценки и отбора персонала определяется порой не столько знанием различных приемов и методов оценки и отбора, сколько пониманием формальных и неформальных аспектов будущей деятельности кандидата, знанием организационной субкультуры. Это еще раз подтвердило предположение о том, что именно будущим непосредственным руководителям кандидатов необходимо выполнять ведущую роль в качестве субъекта оценки и отбора персонала.
Выявлено, что выраженность и степень проявленности у различных субъектов оценки и отбора персонала тех или иных компонентов психолого-акмеологической компетентности разная (приложение 4).
Профессионально-управленческая наиболее ярко выражена у будущего непосредственного руководителя кандидата (0.55) и у руководителя организации (0.31), а у психолога методическая (0.65) и социально-психологическая (0.55). Результат сравнения субъектов оценки и отбора персонала по совокупности всех компонент психолого-акмеологической компетентности (профессионально-управленческой, методической и социально-психологической) показал, что веса распределились следующим образом: будущий непосредственный руководитель кандидата (0.35); психолог (0.31); руководитель организации (0.22); начальник отдела кадров (0.13).
На основании этих оценок, отражающих невысокую выраженность методической и социально-психологической компонент у руководителей, сделан вывод, что именно их необходимо ставить “во главу угла” при развитии у руководителей психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала.
Дальнейшая декомпозиция элементов, составляющих суть проблемы, позволила выявить, что комплексная стратегия оценочной деятельности является вторым важным структурно-функциональным элементом психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала. Ее наличие отражает степень согласованного использования методической, профессионально-управленческой и социально-психологической компонент психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала. Это выражается в уровне согласованности использования стратегий оценивания на основе “предвидения” и “различения”, входящими в состав комплексной оценочной стратегии (раздел 1.2.).
Экспертная оценка атрибутов комплексной стратегии оценивания, позволило вывить их вес: оптимальная организация процесса оценочной деятельности - 0.07; быстрота оценивания - 0.05; объективность оценивания - 0.26; соотносимость результатов оценивания с данными, полученными другими субъектами оценки и отбора персонала - 0.16; результаты оценивания позволяют делать достаточно точный прогноз - 0.45 (приложение 5).
Результаты экспертной оценки представленности данных атрибутов комплексной стратегии оценивания у различных субъектов оценки и отбора персонала представлены в приложении 5. Результаты наглядно показывают, что руководители, особенно будущие непосредственные начальники кандидата, имеют высокий вес (0.58) по сравнению с другими субъектами оценки и отбора персонала (психологами и сотрудниками отдела кадров,) лишь в быстроте оценивания. В связи с этим, основной акцент при их подготовке необходимо делать на развитие умений, имеющих у них наименьший вес при реализации эффективной комплексной стратегии оценивания: умение объективировать процесс оценки личности кандидата (0.13), умение соотносить результаты оценивания с оценками других субъектов оценки и отбора персонала (0.09), умение оптимизировать процедуру оценочно-отборочной деятельности (0.08) и, в целом, делать прогноз в отношении потенциала и возможностей конкретного кандидата (0.13).
Последующая процедура иерархического представления элементов, представляющих суть проблемы, позволила выявить, что соответствие реально используемой стратегии оценивания конкретным задачам оценки и отбора устанавливается по степени выраженности у субъектов оценки и отбора персонала зоны психолого-акмеологической компетентности, которая в процессе практической работы может возрастать или снижаться. Выраженность зоны компетентности устанавливается рядом показателей (разработанных автором и описанных в разделе 2.2.), позволяющих фиксировать каждый случай выхода за пределы психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала и определять “зону ближайшего развития” (в контексте конкретных условий выполнения оценочно-отборочной деятельности). В качестве показателей выступают (представлены с весовой значимостью): глубина компетентности (0.17), широта компетентности (0.07), фокусированная обусловленность компетентности (0.1), контекстная обусловленность компетентности (0.09), функциональная обусловленность компетентности (0.11), творческая обусловленность компетентности (0.05), мотивационная обусловленность компетентности (0.41). Экспертные оценки значимости данных показателей в деятельности субъектов оценки и отбора персонала отражены в приложении 6.
Результаты экспертного анализа (приложение 6) показали, что у руководителей более всего проявлены: фокусированная обусловленность компетентности - 0.29 (как у высшего руководителя, так и у руководителей подразделений); контекстная обусловленность компетентности (у руководителя организации - 0.45, а у руководителей подразделений - 0.27); широта компетентности - 0.36 (у руководителя организации). При их обучении как субъектов оценки и отбора персонала необходимо, в первую очередь, развивать мотивационную обусловленность компетентности, которая, несмотря на значительный вес в общей совокупности атрибутов зоны психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала, представлена: у руководителя организации - 0.14, а у непосредственных начальников кандидата - 0.17.
Выявление структурно-функциональных элементов психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала создало возможность разработать набор критериев и показателей (раздел 2.3.), позволяющих оценить уровень (высокий, средний, низкий) ее проявленности у различных субъектов оценки и отбора персонала. В качестве критериев мы выделили: способность выделять критерии и показатели отбора; владение техникой и приемами опроса кандидата; способность фиксировать данные опроса и наблюдения; способность интерпретировать данные опроса и наблюдения; способность устанавливать оптимальный психологический контакт с кандидатом; знание содержания деятельности на вакантной должности; знание субкультуры организации; понимание меры ответственности при отборе персонала; способность использовать комплексную стратегию оценивания; выраженность зоны компетентности.
Оценка уровня актуального развития психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала производилась посредством диагностическо-развивающих методов, описанных в разделе 3.3.
Определение структурно-функциональных элементов психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала, их содержания и степени проявленности у различных субъектов оценки и отбора персонала, создание диагностическо-развивающих методов оценки позволило разработать теоретическую модель развития психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала, в основу которой была положена тренинговая модель обучения (раздел 3.2.).
Апробация данной теоретической модели была осуществлена в Приморском институте государственной службы (г. Владивосток), где в качестве испытуемых выступили слушатели данного учебного заведения в составе 20 человек.
При формировании состава испытуемых мы руководствовались следующими критериями, вытекающими из концептуальной линии исследования: непосредственная деятельность в системе государственного или муниципального управления; отсутствие служебных отношений между испытуемыми в рамках схемы “руководитель - подчиненный”; наличие высшего образования; гетерогенность по полу и возрасту; добровольность участия.
Программа тренинга была рассчитана на пять дней занятий по шесть часов ежедневно. В ходе тренинга его участникам предлагалось выполнить ряд упражнений, которые дополнялись информационным материалом по различным аспектам оценки и отбора персонала. Все это позволяло развивать группы специальных навыков и умений, определяющих успешность деятельности субъекта отбора.
Методами оценки результативности и эффективности разработанной нами модели развития психолого-акмеологической компетентности субъектов оценки и отбора служили: метод экспертных оценок, метод включенного наблюдения, метод контент-анализа, интервьюирование. Кроме того нами были разработаны диагностическо-развивающие методы: “Формулирование вопросов собеседования”, “Выявление критериев оценки и отбора персонала”, “Взаимооценка способности устанавливать оптимальный психологический контакт с кандидатом”, “Взаимооценка личностно-деловых качеств”, “Опросник по выявлению уровня психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала”.
Для обработки полученных результатов использовались математические методы: статистическая система анализа данных SPSS версии 6.1, программа ВЫБОР, разработанная в СКТБ программного обеспечения Института кибернетики им. В.М. Глушкова Академии наук Украины. Основные результаты работы представлены разделе 3.3. и приложении.