|
Приоритеты |
Часы |
Перепоручения |
П — изучение проекта |
А |
3,0 |
0,5 часа перепоручается г-ну Х |
В — г-н Петров (экспертная оценка)
|
А |
2,0 |
|
Т — г-н Ладанов (статистика) |
Б |
1,0 |
|
Т — г-жа Козлова (нехватка персонала) |
Б |
0,5 |
перепоручается г-ну У |
ПР — г-н Шмидт (письмо) |
В |
0,5 |
|
Ч — специальный журнал для менеджеров |
В |
1,5 |
|
В — г-н Иванов (программа ЭВМ) |
В |
1,5 |
секретарь |
Пятая стадия: контроль и перенос несделанного. Как показывает опыт, не все задачи удается выполнить и не все телефонные разговоры могут состояться. Поэтому их приходится переносить на следующий день.
Если одно и то же дело Вы переносите многократно, то оно становится для Вас обузой, и тогда существуют две возможности:
Вы наконец-то решительно за него беретесь и доводите до конца;
Вы отказываетесь от этого дела, так как иногда проблема разрешается сама собой.
Поскольку для планов дня в обычных календарях-памятках места не хватает, а отдельные листки имеют тот недостаток, что теряется общий обзор, рекомендуется регулярно и последовательно работать со специальным дневником времени. Он может быть пригоден для дневных и прочих планов времени.
Рационализация использования времени с помощью бюрографии. Вы можете еще больше рационализировать составление плана, если наряду с буквенными сокращениями для обозначения важнейших элементов используете другие сокращения и графические символы, так называемую бюрографию.
Например:
# Срочно.
! Важно.
? Выяснить.
+ Приоритет категории А.
0 Задача выполнена.
0 Задача выполнена особенно хорошо.
Р Перенос на более поздний срок.
X Невыполнимое или само собой разрешившееся дело.
Применяйте также другие, свои собственные обозначения. Личное творчество здесь можно не ограничивать.
При помощи бюрографии Вы сможете повысить эффективное использование такого вспомогательного средства, как дневник времени.
Что дает метод «Альпы». Ежевечерние затраты сначала 20, затем 10, а потом лишь 5 минут по методу «Альпы» принесут Вам многократный выигрыш во времени.
Ниже приводятся основные 20 преимуществ метода «Альпы».
· Лучший настрой на предстоящий рабочий день.
· Планирование следующего дня.
· Четкое представление о задачах дня.
· Упорядочение течения дня.
· Преодоление забывчивости.
· Концентрация на наиболее существенном.
· Уменьшение объема «бумажной» работы.
· Достижение целей дня.
· Выделение более важных и менее важных дел.
· Принятие решений об установлении приоритетов и о перепоручении.
· Рационализация посредством группировки задач.
· Сокращение помех и нежелательных перерывов.
· Самодисциплина при выполнении задач.
· Уменьшение стрессов и нервного напряжения.
· Спокойное восприятие непредусмотренных событий.
· Улучшение самоконтроля.
· Ощущение успеха в конце рабочего дня.
· Повышение удовлетворенности и мотивации.
· Рост личных результатов.
Выигрыш во времени за счет методичной организации труда.
При успешном использовании техники планирования времени и методов научной организации труда Вы сможете ежедневно экономить от 10 до 20 % Вашего времени.
Старайтесь каждый день выигрывать 1 час времени — «золотой час».
Попробуйте в течение одного месяца планировать и организовывать свой рабочий день по методу «Альпы». Это потребует некоторой самодисциплины, но Вы быстро оцените преимущества ежедневного планирования времени.
Составляйте план до начала работы, а именно вечером уходящего дня: с большей уверенностью и раскрепощенностью Вы отправитесь домой и с большей концентрацией сил следующим утром начнете новый день.
Уже по пути домой и по пути на работу утром Ваше подсознание перерабатывает задачи дня и подготавливает возможные решения.
Поскольку формулировки основных задач у Вас перед глазами и намечены подходы к их решению, новый насыщенный работой день выглядит уже не серым и тяжелым, а обозримым, планируемым и управляемым.
Вы уже не так легко отвлекаетесь на посторонние дела, из-за которых Вы прежде переносили на все более отдаленные сроки решения основных задач, пока последние не разрешались в спешке, за счет сверхурочной работы и, как правило, менее удовлетворительно.
Минимум, за что надо взяться наряду с подробными планами дня, — это годовой план в общих чертах.
Следующим шагом Вы можете дополнительно ввести декадный, а затем месячный план.
Интегрированное, непрерывное планирование времени охватывает также квартальный план и включает, таким образом, все стадии системы планирования времени — от расширенного годового плана до плана дня.
В соответствии со своими наклонностями и представлениями о целях в профессиональной и личной сферах Вы можете расширить систему в итоге до составления планов нескольких периодов жизни и всей жизни в целом.
В качестве инструмента планирования и управления своим временем в повседневной практике следует применять, вероятно, наиболее эффективное средство личного самоменеджмента — дневник времени.
Менеджмент с помощью дневника времени. Вы наверняка и прежде планировали свое время — только не так осознанно, методично и системно, как это изложено в данной главе. Вы еще раньше вели календарь-памятку, имевший скорее всего вид карманной записной книжки, или большого, возможно настольного, календаря.
Обычные календари-памятки, используемые только для пометки сроков, являются могильщиками успешного планирования времени.
Польза от подобных календарей для заметок заключается только в том, что они помогают ориентироваться в сроках и датах, так же как расписание поездов — во времени отправления и прибытия на станции. То, что действительно должно быть завершено, зачастую не записывается, хотя за каждой акцией кроются цели, которых мы хотим или должны достичь. Вопрос «Что надо сделать?» описывает содержание нашей работы.
Вопросом «Чего я хочу достичь?» задается однозначная ориентация для нашей деятельности. Если Вы приглядитесь теперь к обычным календарям-памяткам с точки зрения техники планирования времени, то обнаружите следующие изъяны:
Фиксируются только сроки, но не цели тех или иных действий. То, что действительно важно, не фигурирует в плане дня.
Не указываются продолжительность акций и резервное время для затянувшихся дел.
Устанавливается произвольная, зависящая от внешних факторов очередность дел.
День не продумывается, не планируется.
Дела не объединяются в блоки, не определяется время про запас на непредвиденную деятельность (например, 90 мин — основное время, 30 мин — про запас).
Намечаются совещания без точного определения темы.
Не устанавливаются приоритеты.
Дела четко не определяются.
Не планируется время для рутинных и затяжных задач.
Не используются формуляры и другие вспомогательные средства планирования и принятия решений.
Назначение дневника времени. Дневник времени представляет собой личную рабочую картотеку, в которой сшиты отдельные листы и которая благодаря рациональному подразделению должна быть удобна своей наглядностью (обозримостью). ДВ является одновременно настольным календарем, личным дневником, записной книжкой, инструментом планирования, списком адресов, справочником, картотекой идей и инструментом контроля.
Это Ваш постоянный спутник, Ваша, так сказать, письменная память, которая всегда и всюду у Вас под рукой.
Дневник времени представляет собой, кроме того, практическую составную часть последовательной системы планирования времени, а именно рабочий накопитель всех планов дня, формуляров и листков, используемых в повседневной практике.
Дневник времени — важнейшее вспомогательное средство планирования времени. Он способствует успешному планированию личных целей, лучшему использованию драгоценного времени. С помощью дневника времени Вы реализуете возможность письменного изложения. Вы получаете полное представление не только обо всех ближних и дальних сроках, но и обо всех планах, диспозициях, более-менее крупных проектах. Вы можете гибко реагировать на всякое изменение ситуации и в любое время актуализировать свои планы.
В структуру дневника времени входит: календарная часть, раздел служебных и частных дат, раздел адресов и телефонов, общая часть.
Календарная часть.
В эту часть Вы можете «зашить» различные формуляры для месячных, декадных и дневных планов с промежуточными регистрами.
Особое значение придается плану дня. Основной принцип: один лист на день.
Вы найдете в календарной части листки для заметок по соответствующим месяцам и декадам, которые облегчат перенос сроков и целеустановок на отдельные недели и дни.
Отдельные дневные листки Вы можете после использования сброшюровать в соответствующем порядке и по прошествии времени будете иметь архив времени и успехов Вашей жизни — надежное вспомогательное средство для осознанного планирования будущих успехов.
Новые «входящие» дневные листки должны быть снабжены всеми сроками и заданиями из декадных и месячных листков. С соответствующих листков переносятся такие даты, как дни рождения, юбилеи, уход в отпуск, дни платежей и т.д., таким образом все свои личные дела Вы можете интегрировать, и ничего не будет утеряно при условии регулярного заполнения и контроля.
Раздел служебных и частных дат. Здесь на соответствующих листках и формулярах Вы можете записывать и постоянно иметь при себе важнейшую информацию, например:
· порядок подготовки проектов;
· сроки проведения ярмарок и семинаров;
· организационные мини-планы;
· важнейшие понятийные сокращения;
· тарифы зарплаты и доходов;
· список дней рождения;
· почтовые тарифы;
· списки книг;
· расписание самолетов;
· адреса гостиниц;
· дорожные расходы;
· сроки проведения всевозможных мероприятий;
· листки-памятки;
· универсальные листки для планирования;
· карточки для записей идей и т. д.
Раздел адресов и телефонов. У вас всегда будут под рукой важнейшие телефонные номера и адреса, которыми Вы наиболее часто пользуетесь.
Общая часть. Различные отделения, как в бумажнике, позволяют Вам разместить здесь почтовые марки, фотографии, кредитные и чековые карточки, служебный пропуск и денежные купюры.
Благодаря применению (дневника времени Вы каждый день (неделю, месяц) сможете лучше планировать, организовывать и координировать всю свою работу, рациональнее обходиться со своим временем.
Дневник времени повышает качество работы.
Достигаемая рационализация порядка только на 12,5% (фирмы-изготовители обещают 15—35%) при 8-часовом рабочем дне экономит ежедневно целый час.
Поэтому дневник времени — важнейшее вспомогательное средство самоменеджмента и эффективной организации профессиональной деятельности.