Внимание — это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект, в результате чего достигается лучшее отражение этого объекта в сознании.
Различают два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает без сознательного намерения человека. Оно связано с изменениями во внешней среде (например, сильные, яркие, громкие воздействия).
Произвольным называется специально организованное внимание. Оно организуется соответственно целям, которые стоят перед человеком («посмотреть что-то», «разобраться в чем-то», «постараться услышать, что скажет тот-то» и т.д.).
Произвольное внимание требует большего напряжения, чем непроизвольное, но оно значительно эффективнее. Основными свойствами внимания являются устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость.
Устойчивость — это время, в течение которого человеку удается сосредоточивать внимание на одном и том же виде деятельности. С наибольшей эффективностью тренировку устойчивости внимания можно осуществить с помощью рисунка — «путаницы» (рис. 25).
Первый столбец клеточек рисунка прикрывается полоской бумаги, разбитой на такие же клеточки. Только с помощью зрения испытуемый должен проследить ход каждой линии и отметить ее окончание соответствующим номером на полоске. Сняв полоску, нужно сравнить ее с эталоном и отметить количество ошибок.
Чем меньше времени испытуемый затратит на этот тест и меньше сделает ошибок (за разные промежутки времени), тем более устойчиво у него внимание.
Рис. 25. Путаница
Под объемом внимания понимается количество объектов, которое может быть сознательно воспринято в очень короткий промежуток времени, т.е. одновременно. Объем внимания зависит от врожденных особенностей человека, но его можно увеличить путем тренировок. Заготавливается табличка, подобная следующей:
Испытуемые предупреждаются о том, что им сейчас будет показана табличка, и дается задание внимательно посмотреть на нее, сложить числа, расположенные в фигурах, и записать их сумму.
Потом на секунду показывается табличка. Когда сумма будет записана, испытуемых спрашивают, на каких фигурах и какие цифры были записаны. Правильные ответы говорят о хорошем объеме внимания. Тренируясь, в дальнейшем таблицу можно усложнить с помощью увеличения количества фигур и чисел.
Для исследования объема и устойчивости внимания можно провести и такие испытания. Взять 17 синих, 23 зеленых и 29 красных кружочков конфетти и наклеить их беспорядочно перемешанными на лист белой бумаги. Испытуемые должны сосчитать кружочки, не пользуясь указкой или пальцем.
Распределяемость внимания характеризуется количеством действий, которые человек может выполнять одновременно. Распределяемость зависит от быстроты переключения внимания попеременно с одной деятельности на другую. Чем быстрее и успешнее переключение, тем большее число деятельностей можно выполнять в один и тот же промежуток времени.
Сохранился рассказ про Юлия Цезаря о том, что он мог одновременно писать одно, слушать другое, читать третье и говорить о четвертом. В данном случае механизм одновременного выполнения разных действий состоит в том, что одно действие находится в «центре» сознания, а другие, доведенные путем упражнений до степени автоматизма, находятся на его «границе».
Переключаемость внимания, т.е. мгновенную смену объектов сосредоточения, можно испытать и развить с помощью таблицы, представленной на рис. 26.
7 |
4 |
10 |
6 |
22 |
24 |
12 |
17 |
13 |
19 |
8 |
2 |
16 |
19 |
11 |
1 |
20 |
15 |
21 |
23 |
3 |
9 |
6 |
17 |
5 |
18 |
12 |
24 |
14 |
25 |
13 |
9 |
20 |
1 |
7 |
21 |
3 |
23 |
8 |
15 |
14 |
18 |
16 |
5 |
11 |
2 |
22 |
4 |
10 |
Рис. 26. Таблица для определения переключаемости внимания
Проводятся три испытания. При первом предлагается указкой показать все черные числа в возрастающем порядке от 1 до 25 и записывается время, затраченное на это задание.
При втором испытании надо показать белые числа в убывающем порядке от 24 до 1. Время, затраченное на это задание, тоже записывается.
В третьем испытании нужно попеременно показывать черные цифры в возрастающем порядке, а белые — в убывающем. Время, затраченное на выполнение третьего задания, оказывается большим, чем сумма времени первого и второго испытания. Эта разница является показателем скорости переключения (чем меньше разница, тем больше скорость).
Существуют и другие методы исследования внимания: корректурная проба, счет по Кепелину и др. Тренировать и развивать свое внимание необходимо. С этой целью можно использовать специальные задания, печатающиеся в периодических изданиях (например, в журнале «Управление персоналом»). Но делать это нужно ежедневно в течение длительного времени. Чем более организованным и тренированным будет внимание, тем лучше оно сохранится с годами.
Развитие внимания связано с развитием воли, но, в свою очередь, волевые свойства человека зависят от особенностей его внимания. Внимание, сосредоточивая всю психическую деятельность, во многом определяет успешность любой работы. Без внимания невозможна наблюдательность — важнейшее качество в работе руководителя. Способность к переключению внимания зависит от подвижности нервных процессов.
Практическое задание.
Проверьте устойчивость своего внимания по следующему тесту:
Напишите на листе бумаги в строку в случайном порядке буквы.
Напишите еще несколько строк.
Внимательно просматривая каждую строку, вычеркните буквы, повторяющиеся в каждой строке, отмечая на бумаге окончания каждой минуты, т.е. фиксируя затраченные на эту работу минуты в виде палочек, крестиков или других отметок.
Стремитесь к тому, чтобы не сделать ошибок за минимальный промежуток времени. При нормальной устойчивости внимания человек или вообще не делает ошибок, или делает их мало.
Повторите тот же самый тест, стремясь к уменьшению времени и недопущению ошибок.
Тренируйтесь систематически. Если вы почувствуете усталость и рассеянность, проверьте себя по этому тесту. Если число ошибок больше, чем вы делали обычно, — внимание неустойчивое, и вам необходимо сделать волевое усилие, чтобы сосредоточиться.
Методом естественного эксперимента проведите исследование внимания группы людей:
Предложите испытуемым игру: перечислить числа от 1 до 50. Числа, делящиеся на 3 и оканчивающиеся на 3, произносить не надо, а вместо этого — хлопать в ладоши.
Исследования для каждого проводятся отдельно. При этом фиксируются допущенные ошибки путем простого учета (табл. 32).
Таблица 32
Отметки количества сделанных ошибок |
Общее количество ошибок |
Место
устойчивости внимания |
111111111 |
9 |
3 |
Подведите итоги, определите места.
Сделайте выводы, осуществите систематические тренировки, пользуясь приведенными тестами.
Проработайте тест на рис. 26.
Проведите три испытания по приведенной методике.
Определите скорость переключения своего внимания.
Сделайте выводы, осуществляйте систематические тренировки.