Информация, полученная в результате анализа и спецификации рабочих мест дает основу для проектирования рабочих процессов, то есть создания структуры рабочих элементов, обязанностей и задач работников данного профиля. Ниже описываются два подхода к такому проектированию: первый, который можно назвать "нормативным", и второй — оставляющий основное место максимальной удовлетворенности и творческой активности работников ("бихевиористический").
Нормативный подход. Планирование рабочего процесса составляло основу теории научного менеджмента Ф.У.Тэйлора. В 1911 году он написал: "Пожалуй, наиболее важным элементом современной теории научного менеджмента является понятие рабочей задачи. Рабочий процесс каждого работника планируется менеджером хотя бы на один день вперед, и в большинстве случаев каждый работник получает инструкции и указания в письменной форме, в которых подробно описывается точное количество времени, за которое он должен выполнить задачу".
Вот основные принципы теории научного менеджмента, которые применяются и в настоящее время:
· любой рабочий процесс должен быть тщательно исследован (это как раз то, что пытаются сделать аналитики рабочих мест);
· рабочий процесс должен быть организован таким образом, чтобы труд работников был эффективным;
· работники, выбранные для выполнения данного рабочего процесса, должны отвечать предъявляемым к ним профессиональным и личностным требованиям;
· работники должны быть специально обучены выполнению данного рабочего процесса;
· необходимо всемерно использовать денежные вознаграждения за успешное выполнение задачи.
Хотя эти принципы научного менеджмента были предложены в начале двадцатого века, они важны до сих пор. Работы Тэйлора и его принципы научного менеджмента впервые пробудили интерес к изучению рабочих процессов. Была проведена большая исследовательская работа по анализу рабочих процессов с тем, чтобы полученная информация могла использоваться при приемах на работу, отборе сотрудников, обучении, установлении заработной платы и принятии решений по продвижению сотрудника по должности.
Многих менеджеров эти принципы привлекают потому, что они нацелены на усиливающуюся специализацию работников. Они полагают, что специализация позволяет работнику в короткое время стать настоящим знатоком своего дела и создает условия для максимального роста производительности труда.
Однако специализированная и рутинная работа нравится далеко не всем. При ней отсутствуют мотивы повышать квалификацию и снижается чувство ответственности.
"Бихевиористический" (поведенческий) подход основан на стремлении повысить личный творческий вклад работника в его деятельность. За последние два десятилетия было проведено много исследований способов повышения личной удовлетворенности работника в процессе работы, мотивирующего инициативное принятие на себя большей ответственности.
Одним из таких подходов является метод, именуемый системой должностных характеристик. В основу метода положен тезис о том, что на желание работать и степень удовлетворенности работника оказывают влияние три основных психологических параметра: значимость данной должности в представлении работника, оценка важности и нужности выполняемой им работы; степень ответственности, которую испытывает работник по отношению к результатам своего труда; регулярная оценка итогов деятельности работника.
Чем выше каждая их этих трех мерок, тем больше желания работать.
В свою очередь, существует ряд факторов, от которых зависят три упомянутых психологических параметра. На схеме 3-8 представлено пять характеристик значимости рабочей должности, а схема 3-9 содержит описание механизма мотивации инициативной работы.
Как видно из схемы 3-8, должность выглядит в глазах работника более значимой, если ее исполнение требует более широкого арсенала средств и дает работнику четкое ощущение своего, объективно важного участия в хорошо понимаемой им общей задаче (конечном результате).
Схема 3-8. Значимые характеристики должности работника
Широта требуемых для выполнения данной работы навыков |
В какой мере исполнение должности требует наличия у работника широкого арсенала средств навыков и умений? |
Осознание своей задачи в целом, во всей ее полноте и завершенности |
В какой мере работа в данной должности представляет собой решение каких-то крупных задач «от начала до конца», с получением конечного результата? |
Роль выполняемой работы в решении более общих задач коллектива |
Имеет ли данный рабочий процесс существенное влияние на жизнь и работу других людей в самой организации или за ее пределами? |
Самостоятельность |
Степень возможной самостоятельности работника в определении им своих задач, способов их решения и личного режима работы |
Обратные связи |
Получает ли работник в результате выполнения своих рабочих обязанностей четкую и ясную информацию об эффективности своей работы? |
Самостоятельность имеет прямое отношение к чувству ответственности. Чем больше рабочий процесс контролируется, тем сильнее чувство ответственности, которое он испытывает. Информированность работника о результатах своей деятельности оказывает огромное влияние на мотивацию его труда.
Схема 3-9 содержит четыре блока — характеристики значимости рабочей должности, психологические параметры, результаты деятельности работника и усилия, необходимые для его продвижения. Поскольку разным людям свойственны разные возможности и степень стремления к чему-то, важно учитывать эти индивидуальные отличия, так как они могут в свою очередь влиять на отношения, показанные стрелками на схеме 3-9 (например, если у работника отсутствует желание повысить квалификацию, то никакие соображения, приведенные в схемах 3-7 и 3-8, не имеют значения).
Поведение на работе и личная удовлетворенность работника находятся в большей гармонии, если работник и его работа "подходят" друг другу. На схеме 3-10 показано, какими бывают результаты при разной степени взаимодействия работы и работника.
Анализ рабочей должности, ее описание и спецификация имеют большее значение, когда требуется определить, может ли быть повышена эффективность работы по какому-либо конкретному параметру. Еще перед тем, как предпринимать попытки увеличить эффективность рабочего процесса, следует рассмотреть два вопроса.
Схема 3-9. Механизмы мотивации инициативной работы
Первый: результаты анализа рабочей должности должны быть хорошо осмыслены, поскольку именно анализ представляет для этого необходимую информацию. Второй — заключается в рассмотрении личных склонностей работника в отношении своей работы. Хочет ли работник повышения. Результативности своего труда и сможет ли он трудиться с повышенной интенсивностью?
Схема 3-10. Взаимодействие работы и работника
Степень увеличения результативности своего труда |
Насколько велико желание работника увеличить результативность своего труда |
сильное |
слабое |
Результативность увеличивается |
Взаимосоответствие
Высокое качество работы.
Высокая степень. удовлетворенности.
Редкие случаи невыхода на работу и низкая текучесть. |
Взаимное несоответствие
Работник перегружен и путается в своей работе.
Качество работы низкое.
Частое отсутствие на рабочем месте и большая ротация кадров. |
Результативность не растет |
Взаимное несоответствие
Работник чувствует, что используются не все его возможности.
Малая удовлетворенность работой.
Частые невыходы на работу и большая текучесть кадров. |
Взаимное соответствие
Желание работать можно создать денежными стимуляциями для тех, у кого отсутствуют внутренние стимулы.
Высокое качество работы. |
Наиболее частыми проблемами, связанными с увеличением интенсивности рабочего процесса, с которыми сталкиваются менеджеры по управлению персоналом, следующие:
Чисто технологические трудности — интенсивность рабочего процесса не может быть повышена просто потому, что это связано с повышением интенсивности работы оборудования.
Материальные трудности — затраты на то, чтобы разработать и воплотить в жизнь программу увеличения результативности, слишком высоки.
Не учтены личные склонности и пожелания работников.
Изменения в рабочем процессе — слишком незначительные и не могут сыграть большой роли.
Проектирование рабочего места и процесса влияет на отношение работника к своему труду. Рабочий процесс сам по себе настолько важен, что прежде всего он должен быть хорошо осмыслен, и в каждой конкретной ситуации он может быть видоизменен. По своей природе он динамичен и изменчив. Анализ рабочих мест и процессов представляет собой важный метод, который может изменить всю их сущность и получить гораздо лучшие результаты.