Планировка служебных помещений. При проведении организационных и строительных работ по устройству служебных помещений необходимо установить для отдельных структурных подразделений или работников форму, габариты и размеры помещений. При этом должны учитываться недостатки и преимущества больших помещений, а также возможность применения удобных перегородок для выделения рабочих мест служащих с самостоятельным участком работы.
Формы и габариты помещений. Наиболее удобной является прямоугольная форма комнат с соотношением сторон 1:1,1:1,5 и предельно 1:2. Минимальная высота комнат 3,25 м, а минимальная ширина 2,5 — 3 м.
При двустороннем естественном освещении наибольшая ширина (глубина) помещений 12—15 м, а при одностороннем—6—7 м.
В служебных помещениях действующими санитарными нормами установлена минимальная площадь 4 м2 на одно рабочее место служащего.
В некоторых случаях при проектировании новых и реконструкции старых служебных помещений рекомендуется эти нормы увеличивать на основе учета динамики роста численности служащих.
Размеры комнат. Для служебных помещений могут использоваться большие комнаты (залы) для работы нескольких десятков человек, средние комнаты для работы 5‑6 человек и небольшие комнаты (кабинеты) для 1‑2 человек.
Большие помещения имеют следующие преимущества:
· лучше используется полезная площадь, по сравнению с размещением того же количества работающих группами по 2-3 человека;
· дешевле обходится оборудование вентиляции и освещения;
· улучшается деловое общение друг с другом и создаются большие удобства при общей работе;
· при необходимости удобнее менять планировку рабочих мест.
Недостатками больших помещений являются:
· утомление работающих и отвлечение их от работы при частом хождении из комнаты в комнату, переговорах между сотрудниками и с посетителями, телефонных разговорах, работе пишущих и вычислительных машин и т.п.;
· невозможность как следует сосредоточиться, в особенности при работах, требующих особого внимания (аналитические операции, творческая разработка тех или иных вопросов).
Перегородки. Для обеспечения служащим оптимальных условий при выполнении различного рода работ в больших помещениях, а также при необходимости делать перепланировку рабочих мест в них рекомендуется использовать передвижные перегородки, собираемые из стандартных элементов легкой конструкции. Такие перегородки используются при выделении специальных участков (зон): механизированной обработки данных, для проведения совещаний, приема посетителей.
Для выделения отдельных или группы рабочих мест служащих могут быть успешно применены сборно-разборные экраны, боксовые разделительные перегородки и т.д. В частности, использование шкафных перегородок, помимо существенного увеличения емкости хранилищ для служебных документов, позволяет хранить канцелярские принадлежности, оргтехнику, одежду и личные вещи сотрудников.
Планировка служебных помещений и рабочих мест. Важным элементом организации рабочих мест служащих является рациональная планировка служебных помещений и рабочих мест. В данном случае под планировкой следует понимать целесообразное размещение служебных помещений, мебели и различного оборудования, способствующее устранению потерь времени, связанного с лишним перемещением, и обеспечивающее экономное использование площади помещений.
Наиболее важными факторами при планировке служебных помещений являются функциональная значимость структурных подразделений, содержание и технология выполнения работ, а также взаимосвязи в процессе трудовой деятельности.
При проектировании планировки служебных помещений и рабочих мест в них рекомендуется придерживаться следующих положений:
· структурные подразделения со смежным характером работ, а также рабочие места работников, имеющих между собой наиболее частые деловые контакты, располагаются как можно ближе друг к другу;
· отделы, которые в силу специфики выполняемых работ связаны с приемом сторонних посетителей, например отделы кадров, материально-технического снабжения, административно-хозяйственный и т.д., необходимо располагать в нижних этажах здания вблизи входов;
· при размещении структурных подразделений следует учитывать возможность их расширения, установки дополнительного оборудования, а также организации новых отделов;
· оборудование в служебных помещениях, например шкафы, картотеки и т.п., необходимо размещать в местах, где есть возможность свободного подхода к ним;
· все предметы, ненужные для выполняемой работы, не должны находиться в помещении;
· рабочие места служащих, которым по роду деятельности приходится часто принимать посетителей, необходимо размещать недалеко от входа в служебные помещения;
· рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы естественный свет из окон падал слева или спереди от работающего;
· для устранения неблагоприятного воздействия на работающих теплового излучения от приборов отопления возле них не следует располагать рабочие места, либо батареи должны быть закрыты специальными щитами.
В служебном помещении каждый работник должен иметь возможность свободного подхода к своему рабочему месту или к оборудованию коллективного пользования. Для обеспечения такого положения при размещении рабочих мест и оборудования необходимо учитывать основные размеры проходов и другие расстояния в служебных помещениях.
Ширина прохода |
Расстояние (см.) |
для одного человека
для двух человек
для трех человек
между столами
между отдельно стоящими в ряд столами
между отдельно стоящими в ряд столами с проходом между ними
между отопительными приборами и рабочим столом
между стеной и столом |
60
80
100
55
70
90
55
65 |
Рациональная планировка рабочего места служащего предполагает размещение средств и предметов труда в пределах зон деятельности.
Зона деятельности — это пространство в горизонтальной и вертикальной плоскости, в пределах которого служащий, не перемещаясь на своем рабочем месте, может выполнять работу.
Различают нормальную и максимальную рабочие зоны. В нормальной зоне деятельности (служащий работает кистью и пальцами рук, согнутых в локте) распола-гаются наиболее часто используемые средства и предметы труда и выполняются основные работы. В максимальной зоне деятельности (служащий действует вытянутыми руками) размещаются средства и предметы труда, которыми пользуются значительно реже.
Важным также является установление для служащего оптимальной рабочей позы, под которой понимается положение корпуса человека и его конечностей относительно средств и предметов труда при выполнении различного рода работ.
Рабочая поза определяется особенностью выполняемой работы, местом и условиями ее проведения, антропометрическими характеристиками человека. Рациональность рабочей позы достигается выполнением следующих условий:
· рабочая поза должна быть свободной, удобной;
· при возможности, например в работе конструктора, необходимо использовать сочетание рабочих поз "стоя" и "сидя";
· рабочая поза должна обеспечивать прямую осанку работника, причем наклоны туловища следует допускать только вперед и не больше 10-15°;
· высота сиденья стула и специальной опоры для ног должна быть регулируемой, при этом подставка для ног должна устанавливаться так, чтобы коленный и голеностопный углы были больше прямого.
Для обеспечения нормальной рабочей позы "сидя" необходимо применять стулья (или кресла), спинки и подлокотники которых регулируются по высоте, углу наклона и расстоянию между ними.
Проектируя планировку рабочего места, способствующую экономии времени на поиск тех или иных средств и предметов труда, необходимо руководствоваться следующими требованиями: на поверхности рабочего стола и внутри его не должно быть ничего лишнего; средства труда, инвентарь, канцелярские принадлежности, нужные документация и материалы должны иметь строго определенное место, при этом наиболее часто используемые из них должны располагаться в пределах нормальной зоны досягаемости; канцелярские принадлежности (карандаши, скрепки, кнопки и т.д.) должны храниться в специальном столе с разделителями; для удобства пользования все средства коммуникационной техники (телефон, оперативное переговорное устройство и т.д.) следует располагать в левой части плоскости стола или на специальной подставке, что дает возможность пользоваться ими левой рукой, а правую оставлять свободной для работы.