Махавира проходил мимо деревни со своим учеником, Гошалаком, который впоследствии стал его противником. Они набрели на маленькое растение, и Гошалак спросил Махавиру: «Смотри, вот растение. Как, по-твоему, оно зацветет или погибнет? Что ждет его в будущем?»
Махавира немедленно закрыл глаза и сел напротив растения.
Гошалак с хитрецой добавил: «Не уходи от ответа. Для чего ты закрыл глаза?»
Он не знал, что Махавира замолчал и закрыл глаза, чтобы узнать нечто существенное. Ему необходимо было глубоко заглянуть в саму суть, в душу растения. Без этого предсказать будущее невозможно.
Через некоторое время Махавира открыл глаза и ответил: «Это растение выживет и будет цвести».
Гошалак тут же выдернул его с корнями, отбросил в сторону и рассмеялся. Не было лучшего способа опровергнуть утверждение Маха виры.
Махавире на этот момент больше нечего было сказать, так как Гошалак выдернул растение из земли и выкинул его, бросая ему вызов. Гошалак смеялся, Махавира улыбался, и они продолжали свой путь.
Затем начался ливень. Разразилась гроза, которая не кончалась всю неделю, и им пришлось задержаться.
Когда дождь поутих, и они двинулись в путь, то снова подошли к тому месту, где семь дней назад Махавира закрыл глаза, чтобы познать внутреннюю сущность растения. Они увидели, что оно вновь пустило корни. Благодаря сильному дождю и ветру почва стала рыхлой и влажной, и растению удалось укорениться.
Махавира снова закрыл глаза и остановился рядом с растением. Гошалак был в замешательстве, ведь он выдернул и выбросил это растение. Когда Махавира открыл глаза, Гошалак сказал: «Я удивлен и растерян. Я вырвал это растение с корнем и выбросил его, но оно снова растет».
Махавира ответил: «Оно выживет и будет цвести. Я закрывал глаза, чтобы увидеть внутренний потенциал и состояние семени. Я хотел узнать, сможет ли оно пустить корни после того, как его вырвут из земли, склонно ли оно к самоубийству или нет, желает ли оно смерти или обладает сильным инстинктом выживания. Если бы его инстинкт был направлен на самоубийство, оно бы воспользовалось твоей помощью, чтобы умереть. Я хотел увидеть, жаждет ли оно жизни; если оно решило жить, оно будет жить. Я знал, что ты собирался вырвать его с корнем и выбросить».
«Что ты говоришь?» — удивился Гошалак.
«Когда я вглядывался с закрытыми глазами во внутреннюю сущность растения, — сказал Махавира, — я увидел рядом тебя, готового вырвать его из земли. Я знал, что ты так и сделаешь. Вот почему мне нужно было узнать, способно ли растение выжить, насколько оно уверено в своих силах, какова его сила воли. Если оно было радо смерти и ждало только предлога, ты бы дал достаточно поводов к смерти. В противном случае, вырванное растение снова пустило бы корни».
У Гошалака не хватило духа снова вырвать растение из земли. Он боялся. Неделю назад Гошалак ушел в деревню, смеясь; в этот раз впереди шел Махавира и улыбался.
Тогда он спросил Махавиру: «Почему ты улыбаешься?»
Махавира ответил: «Я смотрел на тебя и думал, способен ли ты выдернуть растение еще раз или нет?»
Гошалак спросил: «Ты мог знать заранее, сделаю я это или нет?»
«Это было неважно, — ответил Махавира. — Ты мог бы вырвать его, а мог бы и не вырвать. Существенным и неизбежным было то, что растение все еще хотело жить. Все его существо, вся его жизненная сила стремилась к жизни. Вот что важно. А то, вырвешь ты его из земли или нет, было несущественным, и, кроме того, это зависело от тебя. Но ты оказался менее сильным и решительным, чем это растение. Ты проиграл».