Социально-психологическая компетентность руководителя - умение эффективно взаимодействовать с людьми - ключевой фактор личного успеха. Специалисты по управлению считают, что знания о человеке должны составлять до 80 процентов всех знаний преуспевающего бизнесмена и менеджера. Исследования в нашей стране и за рубежом показали, что в наибольшей степени успеху в предпринимательской деятельности способствуют следующие личные качества: высокий уровень общей и интеллектуальной активности; творческий подход к решению проблем; умение эффективно взаимодействовать с людьми; уверенность в себе, напористость, готовность к риску; обаяние, здоровье и работоспособность.
Целеустремленный руководитель должен самостоятельно или консультируясь со специалистами формировать и развивать в себе указанные качества. Социально-психологическая компетентность предполагает триединое знание:
· знание своих сильных и слабых сторон, исходного и намеченного уровня развития своих профессионально-важных и личных качеств;
· знание других людей, индивидуальных различий, особенностей индивидуального подхода к разным людям;
· знание деловых и жизненных ситуаций, правил поведения в каждой из них, умения гибко перестраиваться в изменившихся условиях.
Каждому руководителю необходимо постоянно заниматься саморазвитием, целенаправленно повышать уровень социально-психологической компетентности путем самопознания, познания других людей, формирования и совершенствования профессионально-важных деловых и личных качеств.
Назначение данного учебно-методического пособия заключается в том, чтобы обеспечить руководителей разных уровней управления инструментом самопознания и познания других людей, которые являются ключевым фактором личного успеха.
В учебно-методическом пособии приведены не слишком сложные профессиональные и популярные психологические тесты. В целях соблюдения профессиональной тайны в данном пособии не приводится описание смысла диагностических приемов, так как область применения данных тестов и их результативность имеют определенные ограничения. Тесты могут быть использованы только в целях самопознания, а именно:
· для формирования объективной оценки своих личных и деловых качеств;
· корректировки ошибочных стереотипов восприятие самого себя и других людей;
· корректировки в желаемом направлении стереотипов поведения и реагирования, препятствующих достижению личных и профессиональных целей;
· определения целей, путей и средств личного и профессионального роста.
Необходимо помнить о рамках использования тестов:
· результаты тестов, как правило, дают лишь актуальный срез, измеряемого качества, тогда как большинство характеристик личности и поведения способны динамично изменяться;
· ограничена область измерения психологических качеств, и нельзя судить о человеке «вообще»;
· для составления более полного «психологического портрета» личности или группы необходимо применения научно-обоснованного комплекса тестов;
· грамотное и квалифицированное использование возможно строго при условии усвоения принципов психодиагностики, наличия необходимого базового уровня психологической подготовки, а также соблюдения профессиональной этики психолога;
· недопустимо принимать решения о кадровых перестановках, увольнении и других кадровых вопросах на основании данных тестов в отсутствии специалиста по психодиагностике.
При использовании тестов не профессиональными психологами, а специалистами-смежниками (педагогами, врачами, социологами, работниками кадровой службы и др.), необходимо соблюдение определенных правил:
· проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической области о том, какие именно методики могут быть применены для решения конкретных психологических проблем;
· пройти соответствующую подготовку при работе со сложными методиками, требующими предварительного обучения;
· соблюдать профессиональную этику психолога (соблюдение добровольности участия в тестировании; информированность обследуемого о целях и результатах исследования; использование результатов исследования не во вред испытуемому, а в целях его профессионального и личностного роста; конфиденциальность и обязательство сохранять в тайне информацию, полученную от человека на основе личного доверия).
Пособие содержит четырех глав, каждая из которых посвящена конкретной предметной области деятельности руководителя: управленческий потенциал руководителя; отношение к работе; взаимодействие с производственным коллективом, здоровье и работоспособность.
Для слушателей, обучающихся по направлениям “Государственное и муниципальное управление“, “Государственная служба в Российской Федерации“.