Авторы проекта
Семинары-тренинги
Проекты
Отзывы
Главная
Авторы проекта
Новости
Семинары-тренинги
Проекты
Опыт реализации проектов
Партнеры
Публикации
 Книги
• Управление развитием организации
• Управление изменениями и организационная культура
• Руководитель в системе оценки и отбора персонала
• Технология формирования психолого-акмеологической компетентности как основание эффективной деятельности субъекта оценки и отбора персонала
• Психология профессиональной деятельности государственных служащих
• Психологический практикум по курсу «Психология профессиональной деятельности госслужащих»
 Монография
 Диссертация
 Статьи
 Список публикаций
Учебные разработки
Отзывы















1.1. Управленческий потенциал и эффективность руководства

Под управленческим потенциалом понимается способность влиять на ход событий. Это способность видеть перспективы развития событий и разрабатывать стратегию и тактику действий, особенно в проблемных ситуациях.

В промышленно развитых странах способность управлять оценивается путем специального тестирования. Психологи оценивают следующие качества претендента на руководящую должность: осмотрительность; агрессивность; подчинение авторитету; покорность; уверенность в себе; приспособляемость; добросовестность; скорость решений; замкнутость; честность; оригинальность; упорство; настойчивость; самоутверждение; самонадеянность; самооценка; социальная восприимчивость; внушаемость; экстравертность и интровертность; жизнерадостность и депрессивность; оптимизм и пессимизм; непредубежденность, отношение к алкоголю; общительность; интеллект и так далее.

Нижеприведенные тесты позволят оценить эффективность своего управления по критериям успешного руководства.

 

Тест «Эффективность руководства»

 

Инструкция: ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

1.         Стремитесь ли вы к использованию в работе новейших достижений в своей профессиональной области?

2.         Стремитесь ли вы сотрудничать с другими людьми?

3.         Вы говорите с сотрудниками кратко, ясно и вежливо?

4.         Поясняете ли вы причины, заставившие вас принять то или иное решение?

5.         Доверяют ли вам подчиненные?

6.         Вовлекаете ли вы всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т.д.

7.         Поощряете ли вы сотрудников проявлять инициативу, вносить предложения и замечания?

8.         Помните ли вы имена всех людей, с которыми общаетесь?

9.         Предоставляете ли вы свободу действий исполнителям в достижении поставленной цели?

10.      Контролируете ли вы ход выполнения задания? '

11.      Помогаете ли вы подчиненным только тогда, когда они об этом просят?

12.      Выражаете ли вы свою благодарность подчиненному за каждую хорошо выполненную работу?

13.      Стремитесь ли вы найти в людях лучшие качества?

14.      Знаете ли вы, как эффективно можно использовать возможности каждого подчиненного?

15.      Знаете ли вы интересы и устремления ваших подчиненных?

16.      Умеете ли вы быть внимательным слушателем?

17.      Благодарите ли вы сотрудника в присутствии его товарищей по работе?

18.      Делаете ли вы критические замечания своим подчиненным наедине?

19.      Отмечаете ли вы хорошую работу своего коллектива в докладе вышестоящему руководителю?

20.      Доверяете ли вы своим подчиненным?

21.      Стремитесь ли вы дать сотрудникам всю информацию, которую получаете сами оп административным и управленческим каналам?

22.      Поясняете ли вы сотруднику значение результатов его труда в соответствии с целями предприятия, отрасли?

23.      Оставляете ли вы время себе и подчиненным для планирования работ?

24.      Есть ли у вас план самосовершенствования, по крайней мере на один год вперед?

25.      Существует план повышения квалификации персонала в соответствии с требованием времени?

26.      Читаете ли вы регулярно специальную литературу?

27.      Имеете ли вы достаточно большую библиотеку по специальности?

28.      Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья и работоспособности?

29.      Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?

30.      Эффективно ли вы проводите беседы со своими подчиненными по вопросам улучшения их работы?

31.      Знаете ли вы, какие качества работника должны быть в центре внимания при приеме на работу?

32.      Занимаетесь ли вы с готовностью проблемами, вопросами и жалобами подчиненных?

33.      Держите ли вы определенную дистанцию с подчиненными?

34.      Относитесь ли вы к сотрудникам с пониманием и уважением?

35.      Вы уверены в себе?

36.      Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?

37.      Часто ли вы применяете оригинальный творческий подход в принятии управленческих решений?

38.      Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах?

39.      Достаточно ли вы гибки в своем поведении, в отношениях с людьми?

40.      Готовы ли вы изменить стиль своего руководства с целью повышения его эффективности?

 

Подсчитайте количество ответов «да» и «нет». Поскольку вопросы являлись критериями успешного руководства, все 40 вопросов предполагали ответ «да». 40 «да» - результат идеального, наивысшего управленческого потенциала. Как всякий идеал, он практически недостижим, если вы были искренни и не пытались представить себя в более выгодном свете.

Важно отметить, сколько вы дали ответов «нет» и на какие именно вопросы. Здесь ваши слабые места.

Какой результат - соотношение «да» и «нет» - считается оптимальным? Это зависит от уровня ваших требований к себе. Хороший управленческий потенциал характеризуют большее 33-х ответов «да».

 

 

Тест «Неэффективный руководитель»

 

Для дополнительной самопроверки можно ответить еще на 20 вопросов, которые являются критериями неэффективного управления.

Инструкция. Вам предлагаются некоторые утверждения, с которыми вы либо согласитесь (ответ «да»), либо не согласитесь (ответ «нет»).

1.         Вы постоянно сталкиваетесь с непредвиденными трудностями.

2.         Вы компетентнее других и поэтому стараетесь все делать сами.

3.         Основная часть рабочего времени уходит на детали, второстепенные вопросы.

4.         Вам приходится делать много дел одновременно.

5.         Ваш стол постоянно завален бумагами без приоритета важности.

6.         Вам приходится работать по 10-14 часов в сутки.

7.         Часто приходится дома заниматься производственными проблемами.

8.         Предпочитаете отложить решение вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

9.         Стараетесь принять наилучшее решение, а не самое реальное.

10.      Стараетесь, чтобы ваш авторитет не пострадал ни при каких обстоятельствах.

11.      Вам постоянно приходится идти на компромиссы, уступки.

12.      В случае неуспеха дела ищите, кто из подчиненных виноват.

13.      Чувствуете себя орудием в руках других людей.

14.      Действуете по привычной схеме в разных производственных и житейских ситуациях.

15.      Считаете,  что полная информированность подчиненных  о ходе дел  на предприятии снижает эффективность их труда.

16.      В экстремальных ситуациях предпочитаете не брать на себя ответственность за судьбу коллектива, а сообща решаете что делать.

17.      Считаете, что подчиненные не должны обсуждать распоряжений руководителя.

18.      Считаете, что стаж практической работы всегда дает преимущество перед специальным образованием, профессиональными способностями.

19.      Стараетесь не рисковать, «не высовываться».

20.      Работаете в узкой профессиональной области, остальное вас мало касается.

 

               Подсчитайте количество ответов «да» и «нет». Высокий управленческий потенциал предполагает ответы «нет» на все вопросы. Ваши слабые места в ответах «да». Вы можете считать свое управление достаточно эффективным, если дали не менее 15 ответов «нет».

 

В настоящее время в промышленно развитых странах широко распространена система управления по результатам, ядром которой является нацеленность всего персонала на результат, а не на работу ради работы. В центре внимания каждого работника - «Что сделал», а не «Что делал». Высокую ценность приобретают мотивация, напористость, предприимчивость, творчество. Управление в системе «Управление по результатам» включает в себя:

1. Управление деятельностью - планирование деятельности, постановка производственных задач, контроль результатов.

2. Управление людьми - обеспечение сотрудничества в коллективе, мотивация работников создание условий удовлетворения социальных потребностей и интересов, достижения жизненных целей, обучение, информирование, кадровая политика.

3. Управление связями вне организации

4. Совершенствование управления - совершенствование самой системы управления, улучшение планирования деятельности предприятия, исследование и развитие микроклимата в организации.

Отличие руководства по результатам от традиционного руководства приведено в сравнительных характеристиках:

 

Характерные черты руководителя

Управление по вкладу

Управление по вкладу (традиционно)

1. В своей деятельности учитывает окружение как своего предприятия, так и внешнее.

2. Вырабатывает принципы деятельности для себя, своих подчиненных всего предприятия.

3. Делегирует полномочия и ответственность, выступая в роли тренера

4. Учитывает требования ситуации

5. Дает возможность подчиненным творить, самовыражаться.

6. Поощряет подчиненных в достижении личных целей.

7. Отличает главное от второстепенного.

8. Стремиться совершенствоваться в малоизвестных областях.

9. Стремиться совершенствовать деятельность предприятия.

10. Не боится риска и ответственности.

1. Активность концентрируется только на своих подчиненных и коллегах по работе.

2. Осуществляет жесткие принципы деятельности, выработанные другими.

3. Стремится держать все связи управления в своих руках, выступая в роли главного игрока.

4. Действует схематично даже в изменчивых ситуациях.

5. Стремиться присвоить себе идеи подчиненных.

6. Заинтересован только в своей карьере.

7. Застревает в рутинных вопросах.

8. Ограничивается узкой профессиональной областью.

9. Критикует методы работы.

10. Боится риска и ответственности.

 

Проанализируйте, пожалуйста, на основе приведенных характеристик в какой степени ваше руководство прогрессивно, а в какой степени традиционно. Нацелены ли вы на результат или на выполнение трудовых операций.

Основу авторитета руководителя в авторитарно-административных отношениях составляют:

·     формальный статус в организации;

·     формальный авторитет;

·     формальная компетентность (диплом, осведомленность);

·     практический опыт;

·     право на принятие решений;

·     решение кадровых вопросов;

·     следование жестким инструкциям;

·     подчинение вышестоящему руководству, партийной

·     дисциплине;

·     право материального вознаграждения, регулирования зарплаты;

·     подчинение лицам, назначившим на должность.

Основу авторитета руководителя в командных отношениях составляют:

·     заинтересованность и творческий подход;

·     искусство стратегического управления;   

·     общее руководство;

·     умение сотрудничать;

·     искусство планирования деятельности;

·     искусство мотивирования людей;

·     готовность к риску;

·     духовное и физическое здоровье;

·     учет и использование изменений;

·     высокий управленческий потенциал.



Вернуться назад


Стратегемы успеха
Установки на успех
Сокровищница мысли
Банк@ приколов
www.drozdov.in

г. Владивосток
(4232) 677-888, 678-008
Дроздов Игорь Николаевич