Авторы проекта
Семинары-тренинги
Проекты
Отзывы
Главная
Авторы проекта
Новости
Семинары-тренинги
Проекты
Опыт реализации проектов
Партнеры
Публикации
 Книги
• Управление развитием организации
• Управление изменениями и организационная культура
• Руководитель в системе оценки и отбора персонала
• Технология формирования психолого-акмеологической компетентности как основание эффективной деятельности субъекта оценки и отбора персонала
• Психология профессиональной деятельности государственных служащих
• Психологический практикум по курсу «Психология профессиональной деятельности госслужащих»
 Монография
 Диссертация
 Статьи
 Список публикаций
Учебные разработки
Отзывы















1.2. Факторы, сдерживающие управленческий потенциал руководителя

Существуют факторы, сдерживающие управленческий потенциал руководителя. Такими факторами являются недоразвитые способности, препятствующие полной реализации личных возможностей.

Управление требует наличия у человека следующих профессиональных умений и способностей:

·     способность управлять собой;

·     разумные личные ценности;

·     ясные личные цели;

·     стремление к личному росту;

·     умение решать проблемы;

·     изобретательность и творческий подход;

·     высокая способность влиять на окружающих;

·     знание науки управления;

·     умение руководить;

·     умение обучать и развивать подчиненных способность;

·     формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Данные факторы эффективного управления приводят английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис в книге и предлагают тест для оценки личных ограничений.

 

 

Тест «Анализ своих ограничений»

 

Тест оценивает одиннадцать потенциальных ограничений.

1. Неумение управлять собой. Неумение руководителя бороться со стрессами, правильно «разряжаться», рационально использовать время, силы и способности; поддерживать состояние здоровья и работоспособности.

2. Размытые личные ценности. Недостаточно ясные личные ценности приводят к размытости суждений и необоснованности решений. Современная концепция успешного управления в целом ориентирована на такие ценности как эффективность, реализация личного потенциала работников, развитие и совершенствование. Руководители, для которых неясны собственные жизненные ценности, или те, чьи ценности не соответствуют времени, ограничены размытостью личных ценностей.

3. Смутные личные цели. Руководитель может не иметь четких целей, стремиться к недостижимым или нежелательным целям, недооценивать альтернативные варианты и упускать главное в угоду второстепенному.

4. Остановленное саморазвитие. Неспособность преодолеть свои слабости, склонность избегать острых ситуаций, напряжения ума и воли, привычка не рисковать.

5. Недостаточность навыка решать проблемы. Неумение принимать эффективные и оперативные решения, изобретать различные варианты решений, проводить совещания по решению проблем, установлению целей, обработке информации, планированию и контролю. Накапливающиеся и не рационально решенные проблемы тормозят дело.

6. Недостаток творческого подхода. Неумение принимать нестандартные творческие решения, неспособность к инновациям, изобретательству. Стереотипно мыслящие руководители не способны выдвигать новые идеи сами, стимулировать и достойно оценивать изобретательность других. Руководитель, не желающий экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход в работе, несмотря на трудности, имеет данные ограничения.    

7. Неумение влиять на людей. Отсутствие дара внушения, воодушевления людей, умения «повести за собой». Руководитель при этом не умеет правильно говорить, внимательно слушать, убеждать, приходит к согласию в спорных вопросах.

8. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда. Незнание науки управления, конкретных методов и приемов воздействия. Руководители, недостаточно понимающие мотивацию работников, и те, управленческий стиль которых устарел, негуманен, неэтичен, ограничены недостаточным пониманием сути управленческого труда.

9. Слабые навыки руководства. Отсутствие способности руководить, таланта руководителя. Подчиненные у таких руководителей чувствуют себя неудовлетворенными и работают ниже своих возможностей;  психологический климат в таких коллективах низкий; низкая производительность труда.    

10. Неумение обучать. Неумение помогать подчиненным в личном и служебном росте, отсутствие качеств наставника, лидера и авторитета. Подчиненные тогда работают, не имея обратной связи от руководителя, а оценки последнего формальны и поверхностны.

11. Низкая способность формировать коллектив. Неумение сформировать дружную эффективно работающую «команду» единомышленников, которые полностью реализуют свои возможности, достигают своих целей и получают удовольствие в работе.

 

Процедура работы с тестом. Прежде чем приступать к тесту, прочитайте инструкцию. Старайтесь подходить к каждому утверждению текста по отдельности, но слишком долго не думайте, отложите анализ до окончания всего теста. На весь тест отводится примерно 20 минут. По завершении теста тщательно обдумайте свои результаты и наметьте пути снятия своих ограничений.

 

Инструкция по выполнению теста. Подготовьте копию таблицы ответов и воспользуйтесь ею для записи ваших ответов на утверждения теста. На следующих страницах вы найдете 110 утверждений, описывающих возможности, которые могут быть или отсутствовать у вас как у руководителя. Прочитайте каждое утверждение и перечеркните квадрат с соответствующим номером в таблице ответов, если вы чувствуете, что оно справедливо по отношению к вам. Последовательно проработайте весь вопросник; если какой-либо вопрос вызывает у вас сомнения, подумайте над ним и ответьте как можно более правдиво. Отвечая на вопросы, будьте максимально искренними.

1.       Я хорошо справляюсь с трудностями, свойственными моей работе.

2.       Мне ясна моя позиция по принципиально важным вопросам.

3.       Когда необходимо принимать важные решения о моей жизни, я действую решительно.

4.       Я вкладываю значительные усилия в свое развитие.

5.       Я способен эффективно решать проблемы.

6.       Я часто экспериментирую с новыми идеями, испытывая их.

7.       Мои взгляды обычно принимаются во внимание коллегами, и я часто влияю на то, какие решения они принимают.

8.       Я понимаю принципы, которые лежат в основе моего подхода к управлению.

9.       Мне нетрудно добиться эффективной работы подчиненных.

10.    Я считаю себя хорошим наставником для подчиненных.

11.    Я хорошо председательствую на совещаниях, хорошо провожу их.

12.    Я забочусь о своем здоровье.

13.    Я иногда прошу других высказаться о моих основных подходах к жизни и работе.

14.    Если бы меня спросили, я, безусловно, смог бы описать, что я хочу сделать в своей жизни.

15.    Я обладаю значительным потенциалом для дальнейшего обучения и развития.

16.    Мой подход к решению проблем систематизирован.

17.    Обо мне можно сказать, что я нахожу удовольствие в переменах.

18.    Я обычно успешно воздействую на других людей.

19.    Я убежден, что исповедую подходящий стиль управления.

20.    Мои подчиненные полностью меня поддерживают.

21.    Я вкладываю много сил в «натаскивание» и развитие моих подчиненных.

22.    Я считаю, что методики повышения эффективности рабочих групп важны и для повышения собственной эффективности в работе.

23.    Я готов, если нужно, идти на непопулярные меры.

24.    Я редко предпочитаю более легкое решение тому, которое, как я знаю, является верным.

25.    Моя работа и личные цели во многом взаимно дополняют друг друга.

26.    Моя профессиональная жизнь часто сопровождается волнениями.

27.    Я регулярно пересматриваю цели моей работы.

28.    Мне кажется, многие менее изобретательны, чем я.

29.    Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

30.    Я сам начинаю обсуждение моих управленческих слабостей и сильных сторон, я заинтересован в обратной связи в этой сфере.

31.    Мне удается создавать хорошие отношения с подчиненными.

32.    Я посвящаю достаточно времени оценке того, что нужно для развития подчиненных.

33.    Я понимаю принципы, лежащие в основе развития эффективных рабочих групп.

34.    Я эффективно распределяют свое время.

35.    Я обычно тверд в принципиальных вопросах.

36.    При первой возможности я стараюсь объективно оценить свои достижения.

37.    Я постоянно стремлюсь к новому опыту.

38.    Я справляюсь со сложной информацией квалифицированно и четко.

39.    Я готов пройти период с непредсказуемыми результатами ради испытания новой идеи.

40.    Я бы описал себя как человека, уверенного в себе.

41.    Я верю в возможность изменения отношения людей к их работе.

42.    Мои подчиненные делают все возможное для организации.

43.    Я регулярно провожу оценку работы своих подчиненных.

44.    Я работаю над созданием атмосферы открытости и доверия в рабочих группах.

45.    Работа не оказывает негативного влияния на мою частную жизнь.

46.    Я редко поступаю вразрез с моими убеждениями.

47.    Моя работа вносит важный вклад в получение удовольствия от жизни.

48.    Я постоянно стремлюсь к установлению обратной связи с окружающими по поводу моей работы и способностей.

49.    Я хорошо составляю планы.

50.    Я не теряюсь и не сдаюсь, если решение не находится сразу.

51.    Мне относительно легко удается устанавливать взаимоотношения с окружающими.

52.    Я понимаю, что заинтересовывает людей в хорошей работе.

53.    Я успешно справляюсь с передачей полномочий.

54.    Я способен устанавливать обратные связи с моими коллегами и починенными и стремлюсь к этому.

55.    Между коллективом, который я возглавляю, и другими коллективами в организации существуют отношения здорового сотрудничества.

56.    Я не позволяю себе перенапрягаться на работе.

57.    Время от времени я тщательно пересматриваю свои личные ценности.

58.    Для меня важно чувство успеха.

59.    Я принимаю вызов с удовольствием.

60.    Я регулярно оцениваю свою работу и успехи.

61.    Я уверен в себе.

62.    Я в общем влияю на поведение окружающих.

63.    Руководя людьми, я подвергаю сомнению устоявшиеся подходы.

64.    Я поощряю эффективно работающих подчиненных.

65.    Я считаю, что важная часть работы руководителя состоит в проведении консультаций для подчиненных.

66.    Я считаю, что руководителям не обязательно постоянно быть лидерами в своих коллективах.

67.    В интересах своего здоровья я контролирую то, что пью и ем.

68.    Я почти всегда действую в соответствии со своими убеждениями.

69.    У меня хорошее взаимопонимание с коллегами по работе.

70.    Я часто думаю над тем, что не дает мне быть более эффективным в работе, и действуют в соответствии со сделанными выводами.

71.    Я сознательно использую других для того, чтобы облегчить решение проблем.

72.    Я могу руководить людьми, имеющими высокие инновационные способности.

73.    Мое участие в собраниях обычно удачно.

74.    Я разными способами добиваюсь того, чтобы люди из моего коллектива были заинтересованы в работе.

75.    У меня редко бывают настоящие проблемы в отношениях с подчиненными.

76.    Я не позволяю себе упустить возможности для развития подчиненных.

77.    Я добиваюсь того, чтобы те, кем я руковожу, ясно понимали цели работы коллектива.

78.    Я в целом чувствую себя энергичным и жизнерадостным.

79.    Я изучал влияние моего развития на мои убеждения.

80.    У меня имеется четкий план личной карьеры.

81.    Я не сдаюсь, когда дела идут плохо.

82.    Я уверенно чувствую себя, возглавляя занятия по решению проблем.

83.    Выработка новых идей не составляет труда для меня.

84.    Мое слово не расходится с делом.

85.    Я считаю, что подчиненные должны оспаривать управленческие решения.

86.    Я вкладываю достаточные усилия в определение ролей и задач моих подчиненных.

87.    Мои подчиненные развивают необходимые им навыки.

88.    Я располагаю навыками, необходимыми для создания эффективных рабочих групп.

89.    Мои друзья подтвердят, что я слежу за своим благосостоянием.

90.    Я рад обсудить с окружающими свои убеждения.

91.    Я обсуждаю с окружающими свои долгосрочные планы.

92.    «Открытый и легко приспосабливающийся» - это хорошее описание моего характера.

93.    Я придерживаюсь в целом последовательного подхода к решению проблем.

94.    Я спокойно отношусь к своим ошибкам, не расстраиваясь из-за них.

95.    Я умею слушать других.

96.    Мне хорошо удается распределить работу между окружающими.

97.    Я убежден, что в трудной ситуации мне обеспечена полная поддержка тех, кем я руковожу.

98.    Я способен давать хорошие советы.

99.    Я постоянно стараюсь улучшить работу моих подчиненных.

100. Я знаю, как справляться со своими эмоциональными проблемами.

101. Я сопоставлял свои ценности с ценностями организации в целом.

102. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

103. Я продолжаю развивать и наращивать свой потенциал.

104. У меня сейчас не больше проблем и они не более сложны, чем год назад.

105. В принципе, я ценю нешаблонное поведение на работе.

106. Люди серьезно относятся к моим взглядам.

107. Я уверен в эффективности моих методов руководства.

108. Мои подчиненные с уважением относятся ко мне как к руководителю.

109. Я считаю важным, чтобы кто-нибудь еще мог справиться с моей работой.

110. Я уверен в том, что в группе можно достичь большего, чем порознь.

 

Таблица ответов для теста «Анализ своих ограничений». Следуйте указаниям, приведенным в начале вопросника. В таблице, изображенной здесь, 110 клеток, пронумерованных в соответствии с кодерами утверждений теста. Если вы считаете, что утверждение в целом верно, перечеркните соответствующую клетку. В противном случае оставьте клетку пустой.

Сначала заполните первую строчку, двигаясь слева направо; затем вторую строчку и т.д. Будьте внимательны, не пропуска утверждений. Проработав все 110 утверждений, подсчитайте число перечеркнутых клеток в столбцах и запишите число в соответствующей клетке итога; затем переходите к таблице подсчета результатов.

 

А

В

С

D

Е

Р

G

Н

I

J

К

1

12

23

34

45

56

67

78

89

100

 

2

13

24

35

46

57

68

79

90

101

 

3

14

25

36

47

58

69

80

91

102

 

4

15

26

37

48

59

70

81

92

103

 

5

16

27

38

49

60

71

82

93

104

 

6

17

28

39

50

61

72

83

94

105

 

7

18

29

40

51

62

73

84

95

106

 

8

19

30

41

52

63

74

85

96

107

 

9

20

31

42

53

64

75

86

97

108

 

10

21

32

43

54

65

76

87

98

109

 

11

22

33

44

55

66

77

88

99

110

 

 

Таблица результатов теста «Анализ своих ограничении» Впишите соответствующие числа из итога таблицы ответов в первый столбец («Ваш результат») приводимой здесь таблицы.

Заполните столбец «Ранг», придавая наивысшему результату из первого столбца ранг 1, второму - 2 и так далее. Наименьший результат получит ранг 11.

Заполните столбец «Обратный ранг», придавая наименьшему результату ранг 1 и так далее. Наивысший результат получит ранг 11.

Заполните итоговые таблички. В табличке «Личные достоинства» содержатся области, в которых вы почти не имеете трудностей, в табличке «Личные ограничения» - области, требующие первоочередного развития.

 

 

Ваш результат

 

Сильные  стороны

 

Ранг

 

Обратный ранг

 

Ограничения

А

 

 

 

Способность управлять собой

 

 

 

 

 

Неумение управлять собой

 

В

 

 

 

Четкие ценности

 

 

 

 

 

Размытость личных ценностей

 

С

 

 

 

Четкие личные цели

 

 

 

 

Смутные личные цепи

D

 

 

 

Продолжающееся саморазвитие

 

 

 

 

 

Остановленное саморазвитие

 

Е

 

 

 

Хорошие навыки решения проблем

 

 

 

 

 

Недостаточность навыка решать проблемы

 

F

 

 

 

Творческий подход

 

 

 

 

 

Недостаток творческого подхода

 

G

 

 

 

Умение влиять на окружающих

 

 

 

 

 

Неумение влиять на людей

 

Н

 

 

 

Понимание особенностей управленческого труда

 

 

 

 

 

Недостаточное понимание особенностей управленческого труда

 

I

 

 

 

Способность руководить

 

 

 

 

 

Недостаток способности руководить

 

J

 

 

 

Умение обучать

 

 

 

 

 

Неумение обучать

 

К

 

 

 

Умение наладить групповую работу

 

 

 

 

 

Низкая способность формировать коллектив

 

Впишите номера 1, 2, 3 из столбца «Ранг» и столбца «Обратный ранг».

 

Таблица итогов

 

Мои сильные стороны                

Мои ограничения    

1.

2.

3.

1.

2.

3.

 

Краткие определения ограничений.

 

1. Неумение управлять совой. Неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, умения; неспособность справляться со стрессами современной жизни управленца.

2. Размытость личных ценностей. Отсутствие ясного понимания своих личных ценностей; наличие ценностей, не соответствующих условиям современной деловой и частной жизни.

3. Смутные личные планы. Отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или деловой жизни; наличие целей, несовместимых с условиями современной работы и жизни.

4. Остановленное саморазвитие. Отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям.

5. Недостаточность навыка решать проблемы. Отсутствие стратегии, необходимой в принятии решений, а также способности решать современные проблемы.

6. Недостаток творческого подхода. Отсутствие способности генерировать достаточно новых идей; неумение использовать новые идеи.

7. Неумение влиять на людей. Недостаточная способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решения.

8. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда. Недостаток понимания  мотивации  работников;  устаревшие,  негуманные  или  неуместные представления о роли руководителя.

9. Слабые навыки руководства. Отсутствие практических способностей добиваться результата от работы подчиненных.

10. Неумение обучать. Отсутствие способности или желания помогать другим развивать и расширять свои возможности.

11. Низкая способность формировать коллектив: Неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп или коллективов.



Вернуться назад


Стратегемы успеха
Установки на успех
Сокровищница мысли
Банк@ приколов
www.drozdov.in

г. Владивосток
(4232) 677-888, 678-008
Дроздов Игорь Николаевич