Авторы проекта
Семинары-тренинги
Проекты
Отзывы
Главная
Авторы проекта
Новости
Семинары-тренинги
Проекты
Опыт реализации проектов
Партнеры
Публикации
 Книги
• Управление развитием организации
• Управление изменениями и организационная культура
• Руководитель в системе оценки и отбора персонала
• Технология формирования психолого-акмеологической компетентности как основание эффективной деятельности субъекта оценки и отбора персонала
• Психология профессиональной деятельности государственных служащих
• Психологический практикум по курсу «Психология профессиональной деятельности госслужащих»
 Монография
 Диссертация
 Статьи
 Список публикаций
Учебные разработки
Отзывы















1.4. Лидерские качества руководителя

В результате обследования методами психодиагностики сотен лучших современных руководителей психологи называют следующие его признаки:

·     волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели (экстернал);   

·     настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив (готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу);

·     инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим;    психически  устойчив  и  не  дает  увлечь  себя  нереальными предложениями;

·     хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям;    самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи;

·     требователен к себе и другим, умеет спросить за порученную работу;    критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны;

·     надежен, держит слово, на него можно положиться;   

·     вынослив, может работать даже в условиях перегрузок;    

·     восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами;    

·     стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях;    

·     оптимистичен, относительно к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам;    решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать

·     решения, в критической ситуации брать ответственность на себя;   

·     способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

Чувствуя обстановку и подчиняя эмоции делу, лидер обязан уметь вовремя «включать» нужные качества. Даже тогда, когда условия работы ненормальны, а окружающие не вызывают симпатий. Трудность заключается еще и в том, что настоящему лидеру приходится совмещать в себе противоположные качества. Например, он должен уметь:

·     широко мыслить, оставаясь в рамках точного знания предмета;

·     понимать и использовать противоположные точки зрения, оставаясь   верным своим принципам;

·     не поддаваться чужому нажиму и в то же время не терять сторонников;  не соглашаться, сохраняя нормальные отношения с противниками;  

·     принимать  новые  идеи,  не  занимаясь  при  этом  бесплодным прожектерством;

·     рисковать - и как можно реже ошибаться;  

·     быть вежливым и тактичным, сохраняя требовательность.

Современному лидеру необходимо быть хорошо психологизированным. Речь идет, конечно, не столько о специальных знаниях, сколько о знании тех, с кем имеешь дело. Чтобы успешно сотрудничать с человеком, нужно ясно представлять себе такие его качества как:

·     степень общительности - то есть способность поддерживать деловые отношения с партнерами независимо от их характера;   

·     манеру поведения, чтобы в известной мере прогнозировать его поступки;   

·     деловые и профессиональные качества;

·     наконец, его потенциальные возможности и условия, в которых они могут проявиться.

 

 

Тест «Лидер»

 

Инструкция. Вам предлагается 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов и пометьте его на бланке ключа.

 

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

а) да;

б) нет.

2. Считаете ли Вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

а) да;

б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

а) да;

б) нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?

а) да;

б) нет.

5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал?

а) да;

б) нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

а) да;

б) нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»?

а) да;

б) нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который бы мог направить вашу профессиональную активность?

а) да;

б) нет.

9.  Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?

а) да;

б) нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что   окружающие побаиваются вас?

а) да;

б) нет.

11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?

а) да;

б) нет.

12. Считаете ли обычно, что ваша внешность производит внушительное (импозантное) впечатление?

а) да;

б) нет.

13. читаете ли вы себя мечтателем?

а) да;

б) нет.

14. Легко ли вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны с вашим мнением?

а) да;

б) нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т.п.) групп?

а) да;

б) нет.

16. Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов:

а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;

б) умеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было принято.

17.   Какое из этих двух мнений приближается к вашему собственному?

а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах;

б) настоящий руководитель должен уметь управлять.

18.  С кем вы предпочитаете работать ?

а) с людьми покорными;

б) с людьми строптивыми.

19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий?

а) да;

б) нет.

20. Всегда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

а) да;

б) нет.

21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии провернуть на свою сторону тех, кто раньше с вами был несогласен?

а) да;

б) нет.

22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:

а) Вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе;

б) Вы просто полагаетесь на решение других.

23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли:

а)Быть первым в деревне;

б)Быть вторым в городе.

Г

24. Считаете ли, что вы человек, сильно влияющий на других людей?

а) да;

б) нет.

25.  Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы?

а) да;

б) нет.

26.  С вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто:

а) самый компетентный;

б) у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли Вы стараетесь понимать (оценивать) людей?

а) да;

б) нет.

28. Умеете ли вы уважать дисциплину вокруг вас?

а) да;

б) нет.

29. Какой из двух типов руководителей кажется вам более значительным (предпочтительным)?

а) Тот, который все решает сам;

б) Тот, который постоянно советуется.

30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия?

а) Коллегиальный тип;

б) Авторитарный тип.

31.   Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют?

а) да;

б) нет.

32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образу?

а) Громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезет;

б) Негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд.

33. На рабочем совещании вы один имеете мнение, противоположное мнению других, но вы уверены в своей правоте. Как вы поведете себя?

а) Будете молчать;

б) Будете отстаивать свою точку зрения.

34. Указывают ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела?

а) да;

б) нет.

35. Если на вас возложена очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги?

а) да;

б) нет.

36.   Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности?

а) Работать под руководством хорошего руководителя;

б) Работать независимо.

37. Как вы относитесь к такому утверждению: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов»?

а) Это верно.

б) Это неверно.

38. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других лиц?

а) да;

б) нет.

39. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних?

а) да;

б) нет.

40. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?

а) Трудности обескураживают.

б) Трудности заставляют действовать активнее.

41.   Часто ли вы делаете резкие упреки сотрудникам, когда они их заслуживают?

а) да;

б) нет.

42. Считаете ли, что ваша нервная система успешно выдерживает напряженность жизни?

а) да;

б) нет.

43. Если вам предстоит произвести реорганизацию, то как вы поступаете?

а) Ввожу изменения немедленно.

б) Предлагаю медленные, эволюционные изменения.

44. Если это необходимо, сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника?

а) да;

б) нет.

45.  Согласны ли вы с такой мыслью: «Чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

а) да;

б) нет.

46. Считаете ли вы, что каждый из людей, благодаря своим человеческим способностям, должен сделать что-то выдающееся?

а) да;

б) нет.

47. Кем (из предложенных профессий) вам в молодости хотелось стать?

а) Известным художником, композитором, поэтом и т.д.

б) Руководителем коллектива.

48. Какую музыку вам приятней слушать?

а) торжественную, могучую;

б) тихую, лирическую.

49. Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными личностями?

а) да;

б) нет.

50. Часто ли вы встречаете человека с более сильной волей, чем вас?

а) да;

б) нет.

 

Ключ

 

Вопрос

 

Ваш ответ

 

вопрос

 

Ваш ответ

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

 

а       б

а       б

б       а

а       б

а       б

б      а

а      б

б      а

а      б

а      б

а      б

б      а

б      а

б      а

б      а

а      б

а       б

а       б

а      б

б      а

б       а

а       б

б       а

а       б

 

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

 

а       б

б       а

б       а

б       а

б       а

а      б

а      б

а      б

а      б

б      а

а      б

б      а

а      б

б      а

а      б

а      б

а      б

а      б

б      а

а      б

б      а

а       б

б       а

б       а

 

 

Результат. Подсчитайте количество набранных баллов. При ответе на вопрос вы получаете балл, только за вариант («а» или «б») в левой колонке.

Степень выраженности лидерства:

до 25 баллов: лидерство выражено слабо;

до 26-35 баллов: средняя   выраженность лидерства;

36-40 баллов: лидерство выражено в сильной степени;

свыше 40 баллов: склонность к диктату.

 

Тест «Администратор или лидер»

 

Автор В. Жариков.

 

Инструкция. Тщательно   продумав   нижеследующие   высказывания, постарайтесь определить по одиннадцатибалльной шкале (0,1,2, 3,4,  5,  6,  7,  8,  9,  10)  степень вашего  согласия с  каждым  из  них. Зафиксируйте результаты ваших размышлений в соответствующих клетках регистрационного бланка. Имейте в виду, что 10 здесь означает полное согласие с высказыванием, 0 - полное несогласие, 5 – согласие наполовину. Остальные степени согласия располагаются по восходящей от 0 до 5 и от 5 до 10.

 

1. Я доверяю людям.

2. Я считаю, что о решении своих социально-бытовых проблем люди должны заботиться сами, а не их руководители.

3. Я за то, чтобы члены трудовых коллективов сами выбирали себе руководителей.

4. Когда это необходимо, я умею заставить людей «крутиться».

5. Люди хорошо знают, что я умею хранить доверяемые мне их личные тайны.

6. Все люди хотят одного - власти; я не исключение.

7. Я склонен и готов вступиться за членов коллектива, всякий раз, когда с ними обходятся несправедливо.

8. Думаю, что в интересах дела людям выгодней иметь руководителем человека непреклонного и жестокого (безжалостного).

9. Я за полную гласность.

10. Согласен с тем, что основное для достижения успеха в управлении - умение любыми средствами принудить людей выполнять полезную работу.

11. Я могу ладить (срабатываться) даже с теми людьми, которые мне не по душе.

12. Я отдав) команды, распоряжения, приказы, указания всем подчиненным в одинаковой форме.

13. Я склонен и способен использовать в интересах дела мнения, противоположные моей собственной точке зрения.

14. Мое глубокое убеждение состоит в том, что преуспевающим может быть лишь тот руководитель, которого боятся.

15. Мне кажется, что я хорошо знаю общие нужды и проблемы своего коллектива.

16. Мне легче руководить людьми, когда я знаю то, что они не хотели бы афишировать.

17. Я лично заинтересован в том, чтобы общие проблемы и трудности членов того коллектива, в котором я работаю, разрешились.

18. Я уверен, что боязнь наказания - более сильный стимул для любого работника, чем ожидание поощрения.

19. Я чувствую в себе способности и готовность практически действовать для решения общих для коллектива проблем.

20. Когда надо, я умею поставить себя так, что люди соглашаются со мной из опасения «нарваться на неприятности».

 

Регистрационный бланк

 

Л

 

1

 

3

 

5

 

7

 

9

 

11

 

13

 

15

 

17

 

19

 

(лидер)

 

А

 

2

 

4

 

6

 

8

 

10

 

12

 

14

 

16

 

18

 

20

 

(администратор)

 

 

Ключ.

1) Суммируйте все баллы по шкале Л (нечетные высказывания, итог запишите)

2) Ту же операцию с А, итог запишите.

 

Результат. Отношение Л/А отражает соотношение в вашей деятельности черт лидера и администратора.

Например: Л=9О. А=60, значит на 60% лидер и на 40% администратор.

 

Тест «Лидер или администратор»

 

Инструкция: Тест аналогичен предыдущему. Оцените приведенные высказывания по одиннадцатибалльной шкале от 0 до 10.

 

1. Я за то, чтобы любой коллектив сам выбирал себе руководителя.       

2. Когда нужно, я умею заставить людей работать.

3. Мне доверяют свои личные тайны.

4. Все стремятся к власти, и я не исключение.

5. Я вступаюсь за своих товарищей всякий раз, когда с ними поступают несправедливо.

6. «Если лошадь» везет плохо, ее надо бить» - верная пословица.

7. Поспорившие обычно обращаются ко мне как к арбитру.

8.  Думаю,   что людям  полезно  иметь  твердого  руководителя, непреклонного и жесткого.

9. Я могу ладить с людьми, даже если они мне не по душе.

10. Главное - уметь любыми средствами заставить людей делать то, что нужно.

11. Обычно я готов действовать ради общего блага.

12. Люди разные, но приказ для всех должен быть одинаков. 13. В интересах дела я готов согласиться с мнением, противоположным моему.

14. Успеха добьется лишь тот, кого боятся.

15. Стараюсь, чтобы каждый мог проявить свои способности наилучшим образом.

16. Обсуждение даже важного для всех вопроса займет слишком много времени. Думаю, что не ошибусь, если приму решение сам.

17. Мне удается повести за собой людей, даже если они независимы от меня.

18. Когда надо, я умею поставить себя так, что со мной предпочитают соглашаться.

19. Нередко мне доверяют действовать от имени коллектива.

20. Полное единоначалие - вот секрет успеха коллектива.

 

Результат. Подсчитайте сумму баллов по четным строкам (А) и нечетным (Л) - и вы узнаете соотношение в себе административного и лидерского начал. Отложите полученные баллы по соответствующим осям А и Л.

Если точка с заданными координатами попала в первый квадрант, то это значит, что лидерские способности в вас сочетаются с административными, которыми также не следует пренебрегать. Точка во втором квадранте свидетельствует о преобладании в вас лидерских качеств. Попав в третий квадрант, можете сделать вывод, что пока на роль руководителя вам претендовать не стоит. Ненамного почетнее оказаться и в четвертом квадранте - там заповедник администраторов вчерашнего дня.

 

 

Тест «Какой Вы руководитель»

 

Инструкция. «Ответьте «да» или «нет» на приведенные ниже вопросы».

 

1. Охотно ли Вы беретесь за управленческие задачи, не имеющие типовых схем решения?

2. Трудно ли вам было отказаться от тех приемов управления, которыми Вы пользовались, работая на более низкой должности?

3. Долго ли Вы оказывали предпочтение ранее возглавлявшемуся вами подразделению, уйдя на повышение?

4. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций?

5. Умеете ли Вы (в основном безошибочно) дать целостную оценку своим подчиненным (руководителям более низкого ранга), квалифицировав их как сильных, средних или слабых руководителей?

6. Легко ил Вам выйти за рамки личных симпатий или антипатий в кадровых назначениях?

7. Считаете ли Вы, что универсального стиля управления нет и нужно уметь сочетать Различные стили в зависимости от специфики управленческих ситуаций?

8. Считаете ли Вы, что вам легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными?

9. Хочется ли Вам сломать стереотипы управления, сложившиеся в возглавляемом вами подразделении?

10. Часто ли отказывается верным Ваше первое интуитивное впечатление качествах человека как руководителя?

11.Часто ли Вам приходится объяснять неудачи в управлении объективны неблагоприятными факторами (нехваткой жилья, перебоями в материально-техническом снабжении и т. п.)?

12. Часто ли Вы ощущаете, что для эффективной работы Вам не хватает времен)

13. Считаете ли Вы, что, если бы имели возможность чаще бывать на объектах, эффективность Вашего руководства значительно бы повысилась?

14. Предоставляете ли Вы подчиненным Вам сильным руководителям значителы больше полномочий и самостоятельности в решении вопросов, чем слабым, хотя и и другие имеют один и тот же должностной статус?

 

Ключ. Определите количество набранных баллов по следующей таблице:     

 

N вопроса

Да

 

Нет

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

1

0

0

0

2

1

1

0

1

1

0

0

0

2

 

0

1

1

2

0

0

0

2

0

0

2

1

2

0

 

 

Если Вы набрали (максимально возможное количество баллов - 20):

От 0 до 5 баллов - по складу характера Вы больше специалист, % чем руководитель, и если представится возможность перейти на такую должность, как, например, главный специалист, главный инженер и т. п., - не надо колебаться!

От 6 до 10 - нельзя сказать, что Вы сильный руководитель, но если в возглавляемом вами коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпринимать коренных реорганизаций. Не нужно также соглашаться перейти в другой коллектив. Вам следует больше прислушиваться к мнению вышестоящих руководителей и коллектива, больше внимания уделять кадровым и перспективным, вопросам, шире использовать коллективные формы принятия решений, стремиться создать и упрочить традиции в коллективе.

От 11 до 15 - Вы относитесь к типу «руководителя-организатора», умеете сконцентрировать свои силы на наиболее важных проблемах. К ним причисляете проблемы эффективного подбора и расстановки кадров, проблему разработки согласования оптимального (реально выполняемого)плана, проблему материально-технического снабжения. Ваша сила в том, что Вы никогда не идете на поводу у текущих дел, отделяете главное от второстепенного, умеете во что бы то ни стало добиться решения принципиальных проблем, не останавливаясь перед конфликтами и взысканиями. Дела в возглавляемом вами подразделении, как правило, идут успешно. Вам можно дать один совет: не запускайте текущие дела. Перепоручая их заместителям, время от времени контролируйте исполнение.

От 16 до 20 - Вы можете вывести из прорыва отстающее подразделение, но Вам трудно работать в «текучке». Вы ищите острых ситуаций, стремитесь к перестройкам и преобразованиям, ориентированы на деловую карьеру. Обладая необходимыми управленческими способностями, не всегда успешно адаптируетесь, так как Вам мешает излишняя категоричность в оценках и суждениях, а также, возможно, излишняя резкость в отношениях с вышестоящими руководителями.

 

 

Тест «Характеристика»

 

Тест предназначен для оценки деловых и личных качеств руководителя при составлении характеристики.

 

Инструкция. Оцените каждое высказывание от 0 до 10.

 

Мышление

·     Проблемное (способен заранее обнаруживать трудности и находить пути их преодоления).

·     Системное (умею учитывать все, что влияет на результат).

·     Опережающее (предвижу последствия принимаемых решений).

·     Профессиональное (активно применяю специальные знания).

·     Гибкое (способен использовать предложения, противоположные собственным).

·     Аналитичное (умею отличать мнение от фактов).

·     Безынерционное (опыт и знания не мешают мне принимать оригинальные решения).

·     Оперативное (быстро реагирую на изменение обстановки).

·     Методичное (умею последовательно, не отклоняясь от цели, осмысливать ситуацию).

 

Психические черты

·     Настойчив.

·     Способен к разумному риску.

·     Терпелив (готов к однообразной и трудной работе).

·     Инициативен (способен самостоятельно выдвигать идеи и осуществлять их).

·     Целенаправлен (не увлекаюсь нереальными предложениями).

·     Умею видеть себя глазами других.

·     Адаптивен (быстро приспосабливаюсь к меняющимся условиям).

·     Владею собой (умею сдерживаться в сложной эмоциональной обстановке и настраиваться на любую работу).

·     Надежен (внутренне настроен на выполнение обещанного).

 

Этические характеристики

·     Принципиален в конфликтных ситуациях.    Требователен прежде всего к себе.

·     Самокритичен.

·     Не пользуюсь сплетнями для оценок других людей.

·     Оцениваю чужие предложения независимо от личных симпатий.

·     Вовремя отказываюсь от своих неверных решений.

·     Составляя мнение о людях, отделяю случайное от главного.

·     Не вспоминаю старое, если человек исправил ошибку.

·     Бдителен, когда слышу лесть.

 

Отношение к работе

·     Если надо, готов работать сверхурочно.

·     Неудачи в работе воспринимаю как личные.

·     Поддерживаю любые начинания, способствующие успеху.

·     Не бросаю работу, пока не закончу.

·     Не гоняюсь за количеством в ущерб качеству.

·     На первое место ставлю интересы дела.

·     Умею работать, даже если это скучно.

·     Не люблю бездельничать.

·     Делаю больше, чем требуется.

·     Умение принимать решение

·     Важные решения обсуждаю с коллективом.

·     Ответственность за выполнение беру на себя.

·     Решения принимаю быстро и смело.

 

На основе такой системы методик составляется подробная психодиагностическая характеристика. Например:

«Тов. К способен мыслить проблемно, заранее обнаруживать возможные трудности; умеет учитывать все факторы, предвидеть последствия принимаемых решений. Профессионален, накопленные опыт и знания не мешают ему принимать оригинальные решения. Настойчив, способен к разумному риску, инициативен. Вместе с тем ему недостает способности быстро реагировать на изменение обстановки. Склонен увлекаться нереальными предложениями; в критических ситуациях бывает несдержан...»

Такой документ, как видим, куда подробнее и объективнее привычных характеристик, демонстрирующих не столько внутренний мир человека, сколько равнодушие к нему администраторов.



Вернуться назад


Стратегемы успеха
Установки на успех
Сокровищница мысли
Банк@ приколов
www.drozdov.in

г. Владивосток
(4232) 677-888, 678-008
Дроздов Игорь Николаевич