Известно, что крупнейшими предпринимателями, миллионерами, воротилами, промышленниками дореволюционной России были староверы. Но – почему?
Морозовы, Прохоровы, Гучковы – текстиль, Рябушинские – банковское дело, Бугровы – торговля хлебом, Кокоревы – виноторговля, нефть, Кузнецовы – фарфор, Сироткины – пароходство, Трындины – оптика, Громовы – лес… На переломе XIX и XX веков эти фамилии знала вся Россия. И все – староверы.
Это факт истории, против которого, как говорится, «не попрешь»: в начале XX века две трети предпринимателей-миллионеров страны были староверами. Причем в то время Россия выходила на первое место в мире по темпам экономического развития. Можете представить себе масштабность этих предпринимателей! Мощные личности, мощные династии, серьезные капиталы… Но почему именно они? Староверы?
Во-первых, «эффект гонимой группы». Для того, чтобы понять суть, надо хотя бы вкратце вспомнить историю старообрядчества.
В середине XVII века по инициативе царя Алексея Михайловича и патриарха Никона были начаты церковные реформы. Цель - уничтожить несоответствие между русскими и греческими церковными обрядами, богослужебными книгами. Многие верующие русские люди восприняли неожиданные, непонятные им изменения как покушение на древнее православное благочестие. Отказавшихся принять изменения стали называть раскольниками.
Гонения начались сразу же. Староверам пришлось приспосабливаться и жить, а точнее, выживать во враждебном окружении. Именно в ту пору на Руси повсеместно пылали костры из инакомыслящих – раскольников.
В начале века XVIII, после прихода к власти Петра I, характер гонений несколько изменился – Петр перестал преследовать староверов, зато обложил их, известных своим трудолюбием, двойной податью. То есть вынудил платить дань за право на собственное вероисповедание. Чуть-чуть полегчало при Екатерине II – и тотчас мощные старообрядческие общины образовались в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье… Однако император Николай I вновь ополчился против староверов, значительно урезав их права… И только после 1905 года положение начало выправляться. 17 апреля 1905-го был принят Указ «Об укреплении начал веротерпимости» - он уравнял старообрядцев в правах с остальными православными и легализовал старообрядческие общины.
Понятно, что в таких условиях староверы не могли не сплотиться. Причем уже не имело значения – бедный, богатый. Притеснениям подвергались все. Отсюда исключительное чувство локтя.
«Эффект гонимой группы» - объяснение, разумеется, не единственное.
Второй, а может, и первый по значимости момент - особенности религиозного толка. «Честные гири угодны Богу!» - утверждали староверы. Деловая активность воспринималась ими как форма непосредственного служения Господу. Торговля вовсе не была для них «грязным делом». Главное – торговать честно!
Вообще, о честности купцов-староверов ходили легенды. Например - о слове Тимофея Морозова, отца прославленного мецената Саввы Морозова. Когда Тимофей Саввич отправлялся в деловые поездки, он, как правило, не брал с собой крупные суммы денег, а пользовался своим авторитетом как своеобразной кредиткой. Любой давал ему в долг, зная, что после возвращения в Москву он отдаст все сполна и его не придется «стирать в порошок».
Кстати, это выражение имеет прямое отношение к купеческому делопроизводству. Дело в том, что имена должников и суммы долга купцы обычно записывали мелом на притолоке, а если по истечении оговоренного срока должник не объявлялся, долг… прощали, надпись же «стирали в порошок». Это наносило сокрушительный удар по репутации, поэтому быть «стертым» боялись...
«Не понравится – мы вернем вам деньги!» - лукавый рекламный слоган XXI века. Вот купцы-староверы – те действительно возвращали. Или принимали оказавшийся некачественным товар обратно. Без второго слова. За что пользовались отменной репутацией среди клиентов.
Кроме того, праведный, богоугодный труд, по мнению староверов, был просто невозможен без пожертвований и благотворительности. Так что они в делах благотворительности стремились обогнать друг друга.
Староверы били рекорды не только в благотворительности, но и в области внедрения самых современных принципов и методов управления человеческими ресурсами в своих компаниях. Так, например, представители предпринимательской династии Прохоровых предоставляли рабочим своей Трехгорной мануфактуры полный «социальный пакет», приличное жалованье и пенсию по старости. На фабрике был собственный фельдшер, а затем и врач, приходивший два раза в неделю. Чуть позже открылась амбулатория. С 1887 года на мануфактуре работала своя электростанция, снабжавшая светом весь микрорайон, в том числе общежития.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже мануфактура получила высочайшие награды: Гран-при за промышленную деятельность, а также золотую медаль по санитарному делу и за заботы о быте рабочих.
Весьма показателен эпизод, случившийся зимой 1904 года. Когда бакинское и петербургское рабочее движение инициировало ряд забастовок, в них включились фабрики товарищества прохоровской Трехгорной мануфактуры. И тут произошла заминка. Бастующие централизованно выдвигали требования, выработанные бакинскими и петербургскими «товарищами»: открытие школы, яслей и так далее. Но по отношению к прохоровской мануфактуре данные требования были просто нелепы – и школа, и ясли, и даже театр существовали на Трехгорке уже давным-давно.