Сегодня в условиях развития частного предпринимательства и коммерционализации государственных структур у руководителей появился хороший шанс развернуть свои творческие способности и деловые качества. В то же время, практика показывает, что эти способности и качества дают наибольшую отдачу лишь при наличии у руководителя положительного делового имиджа. То есть, положительного преставления, которое он в деловом мире создает сам о себе и которое выступает как внешнее отражение личности такого человека и показатель его деловых и личностных качеств.
Именно имидж позволяет создавать первое впечатление о человеке. Имидж руководителя можно рассматривать как фирменный знак, внешнюю вывеску. Чем он привлекательнее, тем выше профессиональный авторитет руководителя и общественная репутация фирмы, организации, которую он представляет. Мировой опыт показывает, что без создания положительного делового имиджа трудно рассчитывать на успех в работе. Имидж следует считать важной составной частью культуры делового общения, а обладание им - существенной и профессиональной характеристикой любого серьезного руководителя.
Понятие имиджа различными учеными интерпретируется по-разному. Опираясь на экономические представления, некоторые ученые, рассуждая о имидже, называют его фирменным знаком, неким ярлыком человека, престижем личности или честью личности или фирмы.
Слово имидж имеет английское происхождение - не что иное, как образ, облик, представление, подобие. Сначала этот термин использовался в коммерческой рекламе для дифференциации однородных товаров. В начале 60-х годов ХХ века он вошел в политический лексикон в связи с появлением новых методов проведения и организации избирательных кампаний. В политике он связан с публичной стороной деятельности кандидата, обращенной к избирателям.
Имидж - это взгляд другого, восприятие меня другим. В то же время - это целенаправленно создаваемый образ, наделяющий личность, организацию, страну и т.п. дополнительными социальными и политическими ценностями, что способствует более эмоциональному его восприятию. Специфика имиджа состоит в том, что он формируется на базе восприятия человека (вещи, события и др.). В основе этого образа лежат реально существующие свойства, присущие конкретному субъекту. Имидж - во многом тень реальности. Понятие имиджа синонимично «персонификации», но более обобщенное, включающее не только естественные свойства субъекта, но и специально наработанные, созданные. В принципе, имидж складывается из совокупности различных качеств, характеризующих человека, организацию, страну.
На формирование имиджа влияют стереотипы массового сознания. Стереотипы представляют собой схематический стандартизованный образ социальных явлений, имеют эмоциональную окраску и обладают большой устойчивостью. Еще с древних времен сформировалось определенное преставление о слагаемых образа, которые отождествлялись с качествами лидера (правителя), своеобразный лидерский архетип. Среди качеств, дающих право на власть, были: физические свойства человека - сила, ловкость; духовные - жизненный опыт, мудрость, интеллект, способность к магии. Другая группа свойств связана: с социальными характеристиками человека - возрастом, знатностью, принадлежность к правящему сословию; с результатами правления - экономическими успехами, военными победами и пр.
Среди деловых людей прочно закрепилось сознание того, что имидж необходим каждому бизнесмену, чиновнику, общественному функционеру. Имидж стараются обрести не только физические лица, но и организации, заинтересованные в хорошем корпоративном имидже. Современные политики считают, что формирование имиджа страны имеет престижное значение для государства.
Имидж сегодня становится важным элементом успеха во всех сферах деловой активности и жизнедеятельности.
Дроздова Н.П., телеведущая телекомпании «Континент»