Авторы проекта
Семинары-тренинги
Проекты
Отзывы
Главная
Авторы проекта
Новости
Семинары-тренинги
Проекты
Опыт реализации проектов
Партнеры
Публикации
 Книги
• Управление развитием организации
• Управление изменениями и организационная культура
• Руководитель в системе оценки и отбора персонала
• Технология формирования психолого-акмеологической компетентности как основание эффективной деятельности субъекта оценки и отбора персонала
• Психология профессиональной деятельности государственных служащих
• Психологический практикум по курсу «Психология профессиональной деятельности госслужащих»
 Монография
 Диссертация
 Статьи
 Список публикаций
Учебные разработки
Отзывы















2.4. Уровни, критерии и показатели психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала

Нами выделено три уровня психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала: высокий, средний, низкий.

С возрастанием уровня психолого-акмеологической компетентности субъект оценки и отбора персонала более комплексно и творчески использует различные методы, приемы и средства оценки профессионально важных качеств кандидатов.

Высокий уровень характеризуется тем, что у субъекта оценки и отбора персонала проявлены все компоненты психолого-акмеологической компетентности: методическая, профессионально-управленческая и социально- психологическая. В этом случае оценочная деятельность основана на оптимальном использовании обеих стратегий отбора - предвидения и различения. Это предполагает, что субъект оценки и отбора персонала обладает выраженной зоной компетентности и характеризуется тонким пониманием в вопросах оценивания. Он может грамотно организовать и провести процедуру оценки и отбора, уделить достаточное внимание установлению благоприятного контакта с кандидатом с учетом его возраста, образования, уровня знаний и эмоционального состояния. Выявляемые им оценки характеризуются взвешенностью, не предвзятостью и высокой степенью объективности.

Средний уровень предполагает невысокую степень развития у субъекта оценки и отбора психолого-акмеологической компетентности персонала тех или иных ее компонентов, отсутствие у него способностей в полной мере использовать обе стратегии оценки и отбора. Обычно это руководители с большим опытом работы в конкретной организации, но не имеющие соответствующей подготовки в вопросах отбора персонала. В данном случае, набор используемых приемов оценки и отбора ограничен, выставляемые оценки не являются взвешенными и непредвзятыми, а прогноз в отношении возможностей и перспектив роста кандидата может быть недостаточно надежен.

Низкий уровень психолого-акмеологической компетентности характеризуется либо полным отсутствием необходимых знаний и умений в вопросах отбора, либо их слабой выраженностью лишь в каком-то одном аспекте. Это предполагает также, что субъект оценки и отбора персонала не владеет ни одной из выделенных нами стратегий оценки и отбора. Деятельность такого субъекта оценки и отбора персонала, как правило, направлена на получение общей, неструктурированной информации о личности кандидата, а результаты оценки носят субъективный, неточный и предвзятый характер. В данном случае речь может идти о вновь принятом руководителе, не имеющем ни опыта практической работы, ни знаний в вопросах оценивания и установления оптимального контакта в процессе отбора.

Нами были вычленены основные критерии и показатели высокого уровня психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала.

1) Способность выделять критерии и показатели оценки и отбора: умение провести детальное разворачивание конкретной деятельности на уровне отдельных операций и определить в ней наиболее значимые элементы (по степени сложности и по времени исполнения); умение описать условия и средства выполнения данной деятельности, умение выделить индивидуально- психологические свойства, качества и акмеологические инварианты, определяющие высокопродуктивную деятельность в вакантной должности; умение вычленить показатели отбора (поведенческие индикаторы), позволяющие определить степень выраженности у кандидатов того или иного качества.

2) Владение техникой и приемами опроса кандидата: знание существующих методов и технологий оценки и отбора управленческого персонала, их достоинств и недостатков (психологи и сотрудники кадровых служб должны обладать соответствующими умениями по их применению); знание методических правил формулирования вопросов и умение применить их в практике интервьюирования кандидатов; умение разработать перечень приблизительного ряда вопросов к интервью и определить последовательность в их предъявлении.

3) Способность фиксировать данные опроса и наблюдения: умение использовать различные способы регистрации данных интервью и наблюдения; умение фиксировать наиболее значимые вербальные и невербальные акты поведения кандидата с высокой степенью объективности и непредвзятости; знание о влиянии личностных установок и стереотипов на результаты оценки кандидатов и умение нейтрализовать искажения собственного восприятия.

4) Способность интерпретировать данные опроса и наблюдения: умение анализировать и интерпретировать информацию, полученную в ходе оценки кандидата; умение сопоставлять результаты опроса и наблюдения с данными, полученными другими оценочными методами; наличие представления о существующих классификациях человеческих типов, которые успешно используются в практике отбора кадров.

5) Способность устанавливать оптимальный психологический контакт с кандидатом: умение выделить в ходе собеседования начальную, основную и исключительную стадии психологического контакта с кандидатом; умение в ходе опроса устранить барьеры общения и мотивировать кандидата к открытому и доброжелательному взаимодействию; умение фокусировать беседу в определенном русле с учетом требований к последовательности предъявления вопросов в интервью; владение приемами активного слушания, позволяющих оказывать на кандидата минимально необходимое воздействие и симулировать его к развернутым и спонтанным ответам; умение нейтрализовать внешние факторы, вносящие искажающий эффект в процесс оценивания.

6) Знание содержания деятельности на вакантной должности: понимание направлений и задач деятельности подразделения; знание специфичных аспектов будущей деятельности кандидата.

7) Знание субкультуры организации: знание индивидуально-психологических особенностей будущих коллег кандидата и специфику их межличностных отношений; наличие представления о формальных и неформальных нормах, правилах и культуре поведения в конкретной организации.

8) Понимание меры ответственности при отборе персонала: осознание своей роли в процессе комплектования штатов новыми сотрудниками; умение выстроить эффективное взаимодействие с должностными лицами, которым предоставлено право участвовать в процессе оценки и отбора кандидатов.

9) Способность использовать комплексную стратегию оценивания: умение оптимизировать процесс оценочной деятельности; умение обеспечить объективность при соответствующей быстроте оценивания; умение делать достаточно точный прогноз; умение соотносить результаты оценивания с данными, полученными другими субъектами оценки и отбора персонала.

10) Выраженность зоны компетентности: целостное понимание содержания оценочно-отборочной деятельности и умение осуществлять ее на практике; широкий спектр используемых в ходе оценки и отбора знаний, умений и навыков из различных сфер научной и практической деятельности; ориентация на получение результатов оценки, объективно сопряженных с реальной деятельностью кандидата, адекватность содержания, направления и результатов деятельности с точки зрения субкультуры конкретной организации, осознанность и осмысленность своих возможностей в вопросах оценки и отбора персонала, умение осуществлять проектирование и оптимизацию оценочно-отборочной деятельности с учетом конкретных целей, задач и условий ее осуществления; выраженность интереса к оценочно-отборочной деятельности и стремление осуществлять ее на эффективном уровне.

В целом, высокий уровень психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала позволяет не только принять достаточно обоснованное решение о том, подходит или не подходит данный кандидат к определенной должности, но и дает возможность отразить в итоговом заключении следующие моменты: описать сильные и слабые стороны кандидата, определить его потенциальные способности, личностно-деловые ресурсы; разработать рекомендации по дальнейшему развитию у него тех или иных качеств; сформулировать конкретные предложения, связанные с перспективами служебного роста кандидата.

В том случае, если психолого-акмеологическая компетентность субъекта оценки и отбора персонала не соответствует высокому уровню, то должна быть определена программа по развитию необходимых знаний и умений, нашедших свое отражение в вышеперечисленных критериях.

Наиболее оптимальной моделью развития психолого-акмеологической компетентности у субъектов оценки и отбора персонала является их участие в видеотренинге, предполагающем осуществление как развивающей, так и диагностической функции обучения. Тренинговая модель развития носит комплексный характер, что соответствует сложной, интегративной, многокомпонентной структуре развиваемого качества и максимально соответствует акмеологическому подходу к обучению взрослых людей.

Участие субъектов оценки и отбора персонала в видеотренинге позволяет целенаправленно развивать у них высокий уровень всех элементов психолого-акмеологической компетентности: компоненты компетентности (в первую очередь методическую и социально-психологическую компетентность), комплексную оценочную стратегию (за счет оптимального слияния стратегий оценки на основе “предвидения” и “различения”), а также выраженную зону компетентности.

 

Рис. 1. Структурно-функциональная модель развития психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала.

 



Вернуться назад


Стратегемы успеха
Установки на успех
Сокровищница мысли
Банк@ приколов
www.drozdov.in

г. Владивосток
(4232) 677-888, 678-008
Дроздов Игорь Николаевич