В рамках диагностики управляющей системы организации необходимо максимально полно отразить недостатки (проблемы) управленческих функций, оргструктуры управляющей системы и организационного механизма. Результат такой аналитико-диагностической работы позволит сосредоточиться на ликвидации именно тех недостатков, которые были порождены дефектами в управлении.
Диагностика управленческих функций предполагает анализ содержания и полноты управленческих действий (планирование, организация, руководство и контроль) в отношении конкретных объектов управления.
Если в процессе проблемного анализа установлено, что некоторая функция выполняется плохо, необходимо уточнить причину. Либо она никому не предписана - нет субъекта, который должен ее выполнять, она предписана в обязанностях, однако причина невыполнения может быть в недостатке прав для ее осуществления или в несовершенстве оргмеханизма. Разумеется, обязательно берется во внимание, что не все объекты управления и не всегда нуждаются в одновременном применении всех управленческих функций. Полнота функций определяется потребностями субъекта и объекта управления.
Диагностика оргструктуры управляющей системы предполагает анализ иерархического строения, управленческих связей и отношений, подчиненность и соподчиненность по уровням управления и т. д.
Диагностика организационного механизма предполагает анализ результатов, процессов и условий жизнедеятельности организации.
В ходе анализа результатов деятельности организации необходимо найти ответы на следующие вопросы:
1. Какие результаты работы организации не удовлетворяют?
2. Каких результатов необходимо достичь?
3. Какие проблемы возникают на основе расхождения желаемых и имеющихся результатов?
4. Какие цели поставлены? Степень их согласованности, интегрированности по уровням управления?
При анализе процессов управления необходимо выявить, какие способы и методы руководства приводят к снижению результатов деятельности организации.
Исследование условий жизнедеятельности организации позволяет уточнить, какие факторы (кадровые, нормативно-правовые, финансовые, материальные, научно-методические, мотивационные) организации обуславливают возникновение недостатков процесса управления. Тут могут выявиться:
· недостатки методического и нормативно-правового обеспечения (неразработанность функций, прав и ответственности субъектов, устава, положений, других документов, регламентирующих деятельность различных органов (структур) управления и т.п.);
· недостатки материального обеспечения управляющей системы (каждому подразделению нужны средства оргтехники, средства связи, компьютер и др.);
· недостатки финансового обеспечения (многие виды управленческой, организаторской работы, ранее не выполнявшейся или выполнявшейся на общественных началах, теперь требуют оплаты, так как отнимают много времени; может не хватать денег для оплаты работы тех или иных должностных лиц или для выполнения тех или иных управленческих действий нужны дополнительные средства, которых нет);
· недостатки мотивационного обеспечения (люди, работающие в тех или иных звеньях управления организации, не заинтересованы в успехе или между ними не сложились доброжелательные отношения и т.п.).
Из всех выявленных недостатков можно построить довольно разветвленное «дерево проблем».
После того как выявлены все эти недостатки, необходимо продумать идеи, с помощью которых проблемы можно было бы решить. Из этой массы идей отбираются те, что могут дать наиболее быстрый эффект, и выстраивается концепция управляющей системы новой организации. Далее определяется поэтапная стратегия перехода к ней, операционально ставятся цели модернизации организационной структуры и организационного механизма управления, готовится план действий.