Отбор кадров по своей сути основывается на разведении позиций оценивающего и
оцениваемого, то есть собственно субъекта оценки с одной стороны, и субъекта,
превращенного в объект оценки, с другой. Каждый человек по своим качествам и
личным свойствам, по существу, неповторим. Это предполагает то, что перед
лицами, ответственными за отбор государственных служащих, стоит сложная задача
получения достаточно объективных данных о личности кандидата. Действительно
невозможно оценивать других людей безошибочно и стопроцентно объективно, но
можно научиться сокращать число ошибок, которые мы допускаем в процессе
вынесения оценок.
Специалист в области теоретико-методологических проблем отбора Х.П.Бечтольд
утверждает, что в общем случае существуют два достаточно независимых подхода к
получению оценки в рамках отбора. В основе первого он устанавливает категорию
“предвидения”, в основе второго - категорию “различения”. На основе этих двух
категорий можно выделить две основные стратегии используемые субъектами оценки
в ходе осуществления отбора: отбор и оценка на основе предвидения и на основе
различения.
Использование стратегии предвидения предполагает, в ходе оценивания субъект
отбора исходит из каких-либо предположений, основанных только на своем личном
опыте. Субъективизм - характерная черта данной стратегии оценки и отбора.
Оценки носят условный характер, так как психическое отражение человеком
реальности есть его субъективный образ, а процесс формирования образа
отражаемого объекта, как отмечает А.Н.Леонтьев, зависит от содержания
воспринимающей личности, от ее потребностей, мотивов, установок, эмоции и др.
Тем не менее встречаются люди, которые умеют быстро и точно (практически чуть
ли не с первого взгляда) высказать почти безошибочно суждение о человеке
которого видят впервые, о его личностных чертах, особенностях характера,
эмоциональных состояниях, возможном поведении и даже скрываемых намерениях.
Такие качества и умения называются проницательностью.
В.Г.Зазыкин определяет проницательность как качество личности, зависящее от
умения наблюдать, много замечать, угадывать, и самое главное предвидеть.
Проницательность помогает успешно решать широкий круг сложных профессиональных
задач, но наиболее отчетливо это проявляется в такой деятельности как оценка и
отбор персонала. Недаром В.Г.Зазыкин определяет проницательность как
профессионально важное качество. На его взгляд существуют природные
предпосылки, которые можно рассматривать как способности к проницательности
(хорошая память, развитое внимание, аналитический склад ума, критичность
мышления и др.). Однако он отмечает, что проницательность обычно приобретается
с опытом, в процессе трудовой деятельности, спецификой которой является
практически постоянное взаимодействие и общение с людьми в различных (а иногда
и типичных) ситуациях. Как показали психологические исследования типичными
мыслительными действиями в этом процессе является сравнение, сопоставление,
классификация, выделение общих признаков, их соотнесение с особенностями
поведения и эмоциональными реакциями, типичными для определенных групп людей.
Становление проницательности как личностно-профессионального качества и умений,
связанных с ним, обычно происходит путем проб и ошибок. Обычно этот процесс
довольно долог и субъективно труден, допускаемые при этом ошибки имеют высокую
психологическую цену, исправить их порой бывает очень сложно. В процессе отбора
это проявляется в том случае, если используемые руководителем “субъективные”
критерии оценки далеки от “объективных”, а методы и принципы отбора не
соответствуют научно обоснованным правилам его проведения.
Тем не менее необходимо отметить, что руководитель с большим опытом работы в
конкретной организации может иметь достаточно полное представление о той
деятельности, на которую происходит отбор, а также хорошо знать особенности и
качества личности тех работников, которые выполняли ее с высокой степенью
эффективности. Все это, а также определенные коммуникативные навыки и
“природная” наблюдательность, может позволить ему в ходе встречи с кандидатом
“интуитивно” достаточно точно оценить степень пригодности его к данной
деятельности.
В данном случае, как пишет Ю.В.Синягин, лучшим вариантом для кандидата (но не
организации) может являться быстро сформированное положительное отношение со
стороны руководителя, который стремительно включает его в “обойму”, из которой
человек, даже не оправдавший ожиданий не исключается. Ему, даже в этом случае,
могут в дальнейшем найти подходящее место. В худшем случае, как для кандидата,
так и организации, вне зависимости от того, сколько времени присматривался к
кандидату руководитель до момента приема на работу - он быстро разочаровывается
в нем. При этом разочарование сопровождается: резким увеличением дистанции;
полным прекращением поддержки; сокращением и пресечением возможных контактов;
увольнением.
Все это показывает, что стратегия оценки и отбора на основе “предвидения” имеет
свои плюсы и минусы. Однако, как показывает практика, опора только на данную
стратегию может приводить и к ошибочным суждениям, оценкам и негативно
сказываться на результатах отбора.
Использование субъектом оценки и отбора стратегии различения предполагает
выделение достаточно объективных признаков успешности человека в той или иной
деятельности и их классификацию, а также использование достаточно
формализованных методов оценки. Характерная черта данной стратегии - высокая
степень объективности получаемых данных о личности кандидата.
При реализации данной стратегии важную роль играет фактор понимания. Понимание
следует рассматривать прежде всего как способность постигнуть смысл или
значение чего-либо, а также как достигнуть благодаря этому необходимого
результата. В.Г.Зазыкин выделяет центральные признаки понимания: узнавание, то
есть отнесение предмета, явления или отношения к той или иной группе,
категории; выявление причины, то есть, например, того, что побуждает человека к
деятельности, активности; определение следствий, к которым могут привести
действия, обусловленные причиной; выяснение логических оснований, из которых
следует то, что осмысливается.
Понимание позволяет определить среди множества детерминант поведения человека
(пол, возраст, социальные роли, принципы, воспитание, те или иные черты
личности, характера и т. п.) которые из них главные, а какие второстепенные с
точки зрения отбора на конкретную должность. Этому способствует знание приемов,
методов, существующих подходов к систематизации признаков оценки, позволяющих
весьма точно определить характерные особенности, личностные черты и даже
намерения того человека, с которым контакт осуществляется впервые.
Таким образом, субъект оценки, использующий данную стратегию, является
специально подготовленным человеком, имеющим представление в области
существующих подходов и методов отбора и способным применить их на практике.
Это предполагает, что для описания данной стратегии и ее характеристики должны
использоваться показатели в виде объективно необходимых знаний, умений,
навыков.
Вполне очевидно, что отбор и оценка должны осуществляться с учетом этих двух
стратегий. Это позволит сочетать опыт, интуицию, знание организационной
философии и культуры руководителей и научные подходы к подготовке и проведению
отбора кадров. Это соответствует теории и практике акмеологии, являющейся по
сути статистико-понимающей наукой, то есть наукой, которая предполагает в
качестве необходимого элемента интуицию, опыт исследователя.
Однако во многих исследованиях, посвященных проблеме отбора, отмечается, что в
большинстве организаций руководители используют лишь стратегию оценки и отбора
основанную на предвидении.
Так, Г.Кунц и С.О’Донелл, определяя отбор кадров как одну из основных функций
управления, указывают основные причины низкой объективности проводимого отбора:
1) Фактическое назначение людей на те или иные должности в организации
предполагает особые подходы и знания, которыми обычно не в достаточной степени
владеют лица, ответственные за результаты отбора кадров;
2) Руководители слишком часто не осознают важность своей ответственности в этой
области и склонны рассматривать комплектование штатов как нечто такое, что
можно поручить отделам кадров.
Этой мысли придерживаются Г.Салиман и Д.Батслер, считающие, что главным, но не
в полную меру использованным, ресурсом повышения качества отбора является
руководитель как субъект оценки.
Опираясь на выше изложенное, необходимо уточнить какие существуют пути,
позволяющие субъекту отбора достичь эффективного сочетания обеих стратегий
оценки.
В этой связи важно отметить тот факт, что проницательность, а также многие
другие личностно-деловые качества и умения, лежащие в основе стратегии
различения, не есть что-то изначально заданное и неизменное. Не смотря на то,
что проницательность и вырабатывается с годами, сам процесс приобретения этого
качества можно существенно упростить и ускорить, если ознакомить руководителя
как субъекта оценки и отбора государственных служащих с теоретическими схемами,
концепциями, обоснованными приемами и методами отбора. Это будет способствовать
не только постепенному процессу слияния стратегий “предвидения” и “различения”,
но и постоянному развитию у руководителей необходимых навыков и умений. Причем
это развитие, по сути дела, не может быть ограничено какими-то временными или
иными рамками. Это позволяет предположить, что наиболее оптимальный путь,
направленный на создание предпосылок для слияния двух выше указанных стратегий
- развитие у руководителей как субъектов оценки и отбора государственных
служащих психолого-акмеологической компетентности.
Психолого-акмеологическую компетентность руководителя как субъекта оценки и
отбора можно рассматривать как высший уровень освоения деятельности,
направленной на комплектование вакантных должностей сотрудниками с наиболее
оптимальным набором профессионально важных качеств, с точки зрения целей,
задач, условий, перспектив их будущей трудовой деятельности, а также внутренней
субкультуры организации.
Психолого-акмеологическая компетентность характеризуется сформированностью у
субъекта отбора единого комплекса знаний, навыков, умений и психологических особенностей
(качеств). Знания, навыки, умения представляют собой ролевые характеристики
психолого-акмеологической компетентности, а психологические особенности
личности предстают в качестве ее субъективных характеристик, которые
проявляются в сугубо индивидуальном исполнении данной роли.
В нашем случае под знаниями рассматриваются объективно необходимые сведения о
тех или иных аспектах деятельности субъекта оценки и отбора, что он должен
делать, какие исполнять роли, какие знать приемы, методы и средства оценки.
Умения, необходимые для продуктивной оценочной деятельности, подразумевают
способность достаточно объективно и всесторонне анализировать реальные условия
и факторы, цели и задачи отбора персонала, планировать и эффективно выполнять
данную работу в соответствии с научными рекомендациями и интересами
организации, объективно оценивать результаты своей деятельности, а также
реализовывать меры по ее оптимизации.
В целом, психолого-акмеологическая компетентность предполагает умение субъекта
оценки оптимальным образом сочетать стратегии отбора основанные на “различении”
и “предвидении”.
Дроздов И.Н. Компетентность руководителя в вопросах кадрового обеспечения
государственного управления.