Достижение целей саморазвития (как и любых других) требует специальной осмысленной деятельности руководителя по профессиональному и личностному самосовершенствованию, работы над собой. Как и всякое развитие, саморазвитие руководителя должно привести его в новое качественное состояние, обогатить его творческий потенциал и улучшить его практическую деятельность.
Важность этой проблемы столь велика, что руководителю организации просто необходимо принять очень ответственное решение о переводе самого себя в режим саморазвития, о начале работы над собой. Это решение является первым шагом в алгоритме самосовершенствования. Основанием для принятия такого решения может являться: ситуация в организации и вокруг организации, имеющиеся проблемы, наличие осознанных мотивов, уверенность в успехе, знание технологии самосовершенствования и др.
В настоящее время существует множество подходов к планированию индивидуального развития, профессиональной карьеры, частной жизни бизнесмена, менеджера, руководителя. Они основаны как на краткосрочном планировании (с ежедневным акцентом на борьбу с расточительными затратами времени), так и на долгосрочном, стратегическом.
Алгоритм важных этапов при профессиональном саморазвитии (без учета внеслужебной жизни руководителя) может выглядеть так:
· принятие решения о необходимости самоизменения;
· разработка программы самосовершенствования;
· работа по реализации программы;
· корректировка хода работы или самой программы;
· анализ выполнения программы - постановка новых, более высоких целей и задач.
Программируя собственное самосовершенствование, руководитель фактически уже работает над собой. Толковая индивидуальная программа профессионального самосовершенствования на «выходе» - это закономерный итог соответствующего обеспечения на «входе» и продуктивной творческой деятельности в процессе ее реализации.
Для хорошей работы над программой нужна прежде всего соответствующая мотивация, готовность, а также необходимая стартовая информация о новых подходах к управлению организацией и современных технологиях в соответствующей области, о конкретной ситуации в организации, концепция и программа развития организации.
Программа саморазвития, как и программа развития организации, должна обладать всеми ее свойствами, а именно: прогностичность, актуальность, рациональность (оптимальность), реалистичность (выполнимость), целостность, контролируемость. Возможно отсутствие такого свойства как координация действий других людей. Эта программа может быть вариативной: программа-максимум, программа-минимум, комплексной.
Очень существенно отличие личной программы от организационной - первая является только личным документом и не рассчитана на постороннего читателя.
Основные этапы работы над программой таковы.
1. Самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности и личности, фиксация проблем и их причин.
2. Формирование общей концепции: «Я в будущем» (как части индивидуальной управленческой концепции руководителя).
3. Выбор стратегии саморазвития, перехода в новое состояние, основных областей (направлений) работы над собой, этапов и рубежей (задач).
4. Конкретизация ближайших целей (ожидаемые результаты).
5. Составление плана действий по саморазвитию.
Рассмотрим возможные действия руководителя на основных этапах программирования.
Первый этап - «Самодиагностика». Для руководителя развивающейся организации хорошим основанием для самодиагностики является набор требований к нему, выдвигаемых самой ситуацией развития. Поэтому первым шагом движения по этапу самодиагностики мы предлагаем сделать осмысление главных требований к руководителю (естественно, конкретизированных с учетом неповторимых особенностей данной организации), вытекающих из программы развития организации.
При этом руководитель ищет (и в удобной для себя форме формулирует) ответ на вопросы:
· Чего требует лично от меня развитие моей организации?
· Что мне предстоит делать?
· Каких личностных ресурсов это от меня потребует?
Лучше понять содержание этих требований помогут опросы персонала и учредителей, позволяющие выявить их ожидания от управления и лично руководителя, а также оценки (особенно критические) деятельности руководителя, его поведения, отдельных качеств личности. При проведении таких опросов необходимо обеспечить все требуемые условия для откровенности суждений, конкретности пожеланий. Ясно, что решение о проведении таких опросов требует от руководителя немалого мужества, искренности, чистоты намерений. Если люди слабо верят в то, что к их советам будут прислушиваться, если они не исключают мести за критику, они отнесутся к таким социологическим начинаниям руководителя с недоверием. Именно в свете выявленных требований рекомендуется строить дальнейшую рефлексивную деятельность.
Далее, очень желательно основательно присмотреться к себе, к своим возможностям, способностям, особенностям, проверить и осознать свой «Образ Я», «Я - концепцию», определить и оценить достигнутый уровень зрелости своей профессиональной деятельности и личностных качеств.
Полученное таким образом знание о себе может стать хорошим фоном для последующих шагов, однако оно, безусловно, недостаточно, так как здесь пока мало «привязки» к конкретной проблематике развития организации. Поэтому если считать общее самообследование вторым шагом работы на этом этапе, то третьим шагом должен стать проблемно ориентированный анализ самого себя как руководителя в свете требований развития своей организации.
Структура самоанализа руководителя в общем виде приведена в таблице 6.
|
Таблица 6. |
Направления саморазвития руководителя
|
№ п/п |
Направление
саморазвития |
Проблематика саморазвития |
1. |
Самосозидание |
Каких необходимых умений, личностных качеств у меня сегодня нет? Что необходимо формировать заново? |
2. |
Самосовершенство-вание |
Какие необходимые умения и личностные качества в принципе имеются, но нуждаются в дальнейшем развитии? |
3. |
Самопрофилактика |
Какие нежелательные действия и личностные проявления надо постараться не допускать, предупреждать? |
4. |
Самоперевоспитание |
Какие уже укоренившиеся, но резко отрицательные действия и качества, существенно мешающие в работе, должны быть изменены или устранены? |
5. |
Компенсация |
Какими положительными качествами можно компенсировать имеющиеся недостатки и слабости? |
|
|
|
|
Второй этап - «Формирование общей концепции «Я в будущем». Главный вопрос, требующий ответа на этом этапе: «Каким бы я хотел быть в будущем, чтобы быть оптимальным лидером своей обновляющейся организации?». Это позволяет спроектировать будущее желаемое состояние своего идеального «Я» в области своей профессии.
С целью повышения эффективности процесса проектирования желательно следовать следующим правилам.
1. Создать обстановку, при которой фантазия, полет мечты и воображения могут заработать максимально раскованно, свободно, без внутренней цензуры.
2. Представлять себе самого себя человеком максимально преуспевающим, свободным и творческим, человеком, который может добиться всего, чего захочет.
3. Выбрать наглядные образцы для подражания. С максимальной четкостью постараться понять: что, какие действия, поступки, свойства личности этих людей привлекли внимание к ним, вызвали уважение, восхищение, желание подражать.
4. Набросать свой будущий образ на основе этих образцов и фантазий (ничего, если он будет поначалу чересчур идеальным), постараться привыкнуть к нему, войти в него.
5. Подумать, почему, по каким причинам сегодня Вы пока не достигли тех высот, о которых обоснованно мечтаете, о возможности преодолеть эти вчерашние ограничения. (Самое трудное - избавиться от сформированных привычек, когда самым сильным тормозом на пути развития оказывается образ и стиль жизни).
6. Уточнить свой образ «Я» с учетом реальных возможностей и ограничений, продолжая все глубже входить в этот образ.
Содержательная концепция «Я - завтра» возникает путем конкретизации обобщенного «Я - образа» и максимально четкого понимания ответов на вопросы:
1. На каких принципах, основаниях, ценностях будет строиться моя индивидуальная управленческая философия?
2. Какова будет моя конкретная миссия как руководителя обновляющейся организации?
3. Каковы будут мои главные ценностно-целевые устремления, ориентации?
4. Каковы будут мои главные подходы к работе, решению проблем, принятию решений?
5. Какие главные роли, присущие руководителю, мне необходимо будет освоить и на каком уровне?
6. Какими вариантами личных стратегий управления я должен буду овладеть?
7. Какие конкретные функции и как я буду выполнять?
8. Какой уровень овладения основными управленческими действиями оптимален для меня?
9. Какие новые умения, способности, возможности появятся у меня? Как возрастет мое влияние на других?
10. Какие личностные качества будут характерны для меня к концу работы по саморазвитию?
После создания портрета своего завтрашнего «Я» можно переходить к следующему этапу программирования.
Третий этап - «Выбор стратегии саморазвития». Те проблемы, которые надо будет решить, преодолевая дистанцию от «Я - сегодняшнего» к «Я - завтрашнему», при всей их серьезности имеют все же неодинаковое значение и смысл: что-то приоритетно - что-то второстепенно, что-то первично - что-то производно, что-то срочно - что-то может и подождать. На этом этапе необходимо выработать именно общий подход к саморазвитию, определить общую продолжительность работы и ее этапы, выбрать конкретную оптимальную стратегию работы над собой.
При выборе стратегии развития можно акцентироваться на следующие варианты самосовершенствования: самообразование, чтение книг, изучение практического опыта, обучение в рамках лекций, семинаров, социально-психологических тренингов, восточные практики, медитация и т.д.
Стратегия помогает определить главные для данного руководителя направления работы над собой. В рамках выделенных направлений формулируются задачи и ожидаемые результаты. Затем определяются этапы работы, примерные сроки.
Четвертый этап - «Конкретизация ближайших целей». Здесь акцент делается на конкретизации показателей, позволяющих четко определить, в самом ли деле результат достигнут. Однако если задача формулируется так: «Прочитать учебник по основам менеджмента», то это еще не цель, так как ее связь с искомыми свойствами личности руководителя нуждается в конкретизации.
Пятый этап - «Составление плана действий по саморазвитию». На этом этапе с целью реализации основных задач подбираются конкретные механизмы, методы и средства их достижения.
Было бы неправильно сосредотачиваться только на профессиональном саморазвитии. Самосовершенствование только в том случае является полноценным, если оно затрагивает практически все сферы жизни руководителя и выходит за рамки чисто служебной проблематики. На этом основании в приложении приведены модифицированные методики саморазвития, разработанные зарубежными специалистами в сфере менеджмента: «Личный план жизни и развития в различных сферах жизни», «Жизненный план».
Контрольные вопросы
1. Внутренние мотиваторы саморазвития руководителя развивающейся организации.
2. Требования к руководителю развивающейся организации.
3. Содержание и направления профессионального саморазвития руководителя.