Изменение – наличие заметных различий в ситуации, человеке, рабочей группе, организации или взаимоотношениях между двумя последовательными отрезками времени.
Нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Организация - это объединение людей, которое совместно реализует программу или цель и действует на основе определенных правил и процедур. С социально-психологической точки зрения - это средство достижения целей, которое позволяет людям коллективно выполнить то, чего они не могли бы выполнить индивидуально.
Программа - инструмент ориентации и интеграции усилий реализующих ее людей, а также модель, определяющая, какие действия, кто, когда, где, какими средствами должен выполнить, чтобы получить желаемые результаты.
Программное развитие организации - технология разработки и освоения новшеств, лежащих в основе каждого из путей обновления организации, позволяющая существенно уменьшить вероятность негативных последствий реорганизации. Структура программы развития организации имеет следующие основные составляющие: проблематика, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, конкретные методики и методы, сроки и этапы, база, критерии оценки ожидаемых результатов, прогнозирование при подготовке реорганизации, экспертиза проекта развития организации.
Развитие - это изменение, но не количественное, а качественное (в отличие от роста, совершенствования и т.п.), и притом не любое, а только позитивное. В этом случае изменившаяся система с новыми свойствами эффективнее, чем прежде, выполняет свои функции или приобретает новые функции (в отличие от регрессивных качественных изменений, приводящих к разложению системы).
Развитие организации – это закономерное, целесообразное, как правило, эволюционное, управляемое (самоуправляемое) позитивное (прогрессивное) изменение в заранее обозначенное время самой организации (ее целей, содержания, методов, форм организации производственного процесса) и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов деятельности.
Режим жизнедеятельности организации - это особенности, специфика работы на различных этапах жизни организации. Основными режимами жизнедеятельности организации являются: становление (формирование), рост, стабильное (стационарное) функционирование, стагнация, развитие (реорганизация), кризис (распад).
Реорганизация - крупное переустройство, перестройка, преобразование, изменение структуры и функций организации (учреждения) с необратимыми последствиями.
Управление изменениями – особые организационные и административные меры для подготовки и осуществления реорганизации.
Управление развитием организации - это часть осуществляемой в ней управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности персонала организации по наращиванию ее производственного потенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов деятельности.
Управление организацией - это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности персонала и ее направленность на достижение целей организации.
Управление функционированием организации призвано обеспечивать использование имеющегося у нее производственного потенциала на ранее достигнутом уровне.
Эффективность управления - отношение между достигнутой и возможной продуктивностью, отражающее меру использования объективно существующих возможностей для повышения качества результатов деятельности организации. Критериями оценки эффективного управления являются: критерий результативности, критерий качества, критерий экономичности, критерий затрат времени, критерий мотивации.