Изменения необходимо проводить в двух ключевых взаимосвязанных направлениях, которые можно обозначить как «техническая система» и «организационная культура».
«Техническая система». Необходимость воздействия на «техническую систему» обусловлена постоянно углубляющейся приверженностью персонала всех уровней управления шаблонным, стандартным методам решения производственных задач. Это тормозит развитие организации.
Цель воздействия в данном направлении - создание гибкой системы управления, позволяющей эффективно использовать и комбинировать все виды ресурсов: управление, структуру, персонал, технологии, информацию, финансы, время, оборудование, производственные площади. Это необходимо для того, чтобы добиться минимизации опасности со стороны внешней среды и максимизации использования возможностей, предоставляемых внешней средой.
Воздействие на «техническую систему» предполагает:
· уточнение миссии и стратегии организации;
· оптимизацию организационной структуры;
· отлаживание финансовой деятельности;
· упрощение процессов внутриорганизационной коммуникации и принятия решений;
· освоение современных технологий;
· разработку эффективных маркетинговых и PR-стратегий;
· повышения эффективности управления человеческими ресурсами.
Критериями эффективности воздействия в данном случае являются – прибыльность и производительность.
«Организационная культура». Необходимость воздействия в данном направлении обусловлена следующими причинами:
· слепое следование устаревшим ценностям, традициям, нормам и правилам внутриорганизационного взаимодействия, что тормозит развитие организации;
· усиливающиеся различия в системах ценностей между высшими управляющими и исполнителями. Конфликт ценностей порождает конфронтацию и разрушает кооперацию;
· постепенное жесткое закрепление стабильных, негибких отношений силы и зависимости.
Цель воздействия в данном направлении - создание системы ценностей управляющих и исполнителей, соответствующих целям организации.
Воздействие на «организационную культуру» предполагает:
· внедрение ценностей, традиций, норм и правил поведения, соответствующих требованиям постоянного, динамичного развития организации;
· увеличение уровня кооперации и снижения уровня конфронтации между различными уровнями управления;
· формирование общекорпоративных ценностей;
· создание фирменного имиджа организации.
Критерием эффективности воздействия в данном случае является создание в организации корпоративного духа.